Новые каппадокийские граффити и их лингвистические особенности

Alexandra Alexeevna Evdokimova

Аннотация


В данной статье представлено 11 новых неизданных греческих граффити, найденных во время археологических прогулок в 2010 г. в Каппадокии с Т. А. Бобровским и Е. Е. Чуевой на фресках церкви Никифора Фоки в Чавушине. К каждому анализируемому памятнику предлагается разбор орфографии и палеографии, а также лингвистический комментарий. Все они являются традиционными молитвенными надписями, обращенными к Господу по формуле «Κ(ύρι)ε βοήθει τὸν δούλον σοῦ» (Господи, помоги рабу своему). Как свойственно для Каппадокии после глагола «βοήθει» стоит винительный падеж. В них встречаются имена: Василий дважды, Константин трижды, Феодул, Эмилианон, Косьма, Иоанн, Агриппа, Талибей, Эпистима. Часть из граффити написаны маюскулом, часть минускулом с большим числом сокращений.

Ключевые слова


Византия, Каппадокия, Чавушин, Никифор Фока, византийский греческий язык, греческие граффити

Полный текст:

Без имени

Литература


Granstrem, E., Medvedev, I., Papachryssanthou, D. “Fragment d’un praktikon de la région d’Athènes (avant 1204)”. Ιn Revue des études byzantines 34 (1976). P. 30–41.

Evdokimova, А.А. Grecheskie graffiti Sophii Kievskoy. Moscow; Sankt-Petersburg, 2008. (Unpublished).

Evdokimova, А.А. “Kappadokiiskii dialekt srednegrecheskogo iazyka po epigraphicheskim istochnikam”. In ΧΕΡΣΟΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: «imperiya» i «polis». Materialy III mezhdunarodnogo vizantiiskogo seminara. Sebastopol, 2011. P. 14–16.

Evdokimova, А.А. “Paleographiia grecheskikh graffiti Sofii Konstantinopol’skoi, Sofii Kievskoi i Sofii Novgorodskoi: sravnitel’nyi analiz”. In Aristei 7 (2013). P. 132–180.

Jerphanion, G. de. Une nouvelle province de l’art byzantine: Les Eglises rupestres de Cappadoce. Paris, 1925–1942.

Orlandos, A.C. Les graffiti du Parthenon. Inscriptions gravees sur les colonnes du Parthenon a l’epoque paleochretienne et Byzantine. Athenes, 1973.

Thierry, M., Thierry, N. Nouvelles églises rupestres de Cappadoce. Region de Hasan Daği. Paris, 1963.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/adsv.2018.46.011

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.