ISSN: 0320-4472 (Print)
ISSN: 2687-0398 (Online)
В статье публикуется византийский моливдовул из собрания Государственного Эрмитажа с изображением святого воина-всадника. Образы святых воинов-всадников известны в византийской сфрагистике в нескольких иконографических типах: всадник с копьем в руках и развевающимся за спиной плащом; триумфатор, сидящий на торжественно шагающем коне с копьем в руках; вооруженный или безоружный всадник на коне, скачущем галопом. Автор высказывает предположение, что на публикуемой печати изображен св. Георгий. Образ св. Георгия известен как в вариантах описанных иконографических типов, так и в редчайшем на сегодняшний день типе воина-драконоборца, по-видимому, не слишком популярном в Византии. Обсуждая вопрос времени появления данной иконографии святых воинов-всадников, автор статьи отмечает, что публикуемую печать можно датировать не X веком, а XI веком, или же следует признать, что наши представления о линейном и последовательном развитии иконографии святых воинов ошибочны и все иконографические типы изображения святых воинов существовали почти одновременно.
Aladashvili, N., Agibegashvili, G., Vol’skaia, A. Rospisi khudozhnika Tevdore v Verhnei Svanetii. Tbilisi, 1966.
Aladashvili, N. A. Monumental’naia skul’ptura Gruzii. Figurnye rel’efy V – XI vv. Moscow, 1977.
Alpatov, M. V. “Obraz Georgiia voina v iskusstve Vizantii i Drevnei Rusi.” In Alpatov, M. V. Etiudy po istorii russkogo iskusstva. T. 1. Moscow, 1967. S. 154–169.
Amiranashvili, SH.A. Istoriia gruzinskoi monumental’noi zhivopisi. T. 1. Tbilisi, 1957.
Bank, A. V. Prikladnoe iskusstvo Vizantii IX-XII vv. Moscow, 1978.
Bank, A. V. Byzantine Art in the collection of Soviet museums. Leningrad, 1985.
Bissinger, M. Kreta. Byzantinische Wandmalerei. München, 1995.
“Byzantine Seals from the Collection of George Zacos.” In Spink. Auction 127. Part I. London, Wednesday 7 October 1998.
Chatzidaki, N. “Saint George on Horsebask «in Parade». A Fifteenth Century Icon in the Benaki Museum.” In Θυμίαμα στη μνήμη της Λασκαρίνας Μπούρα Τ. 1. Αθήνα, 1994. P. 61–65.
Hadzhihristodulu, H., Mirianfevs, D. Khram presviatoi Bogomateri v Asinu. Levkosiia, 2014.
Jerphanion G. de. Les eglises rupestres en Cappadoce. Album. Paris, 1934.
Jordanov, I., Zekova, Zh. Catalogue of medieval seals at the regional historical museum of Shumen. Shumen, 2007.
Kalavrezou-Maxeiner, I. Byzantine Icons in Steatite. Wien, 1985.
Klyanin, R.V. “Unikal’naia nakhodka khristianskikh predmetov s drevnerusskogo goroda Kornike.” In Tserkovnaia arkheologiia 4. Materialy tserkovno-arkheologicheskoi konferentsii, posviashchennoi150-letiiu N. V. Pokrovskogo. St Petersburg, 1998, S. 136–140.
Kopylenko, M. M., Syuzyumov, M. Ya, Ivanov S. A., eds. Lev Diakon. Istoriia. Moscow, 1988.
Kotzsche, D. “Der Welfenschatz im Berliner Kunstgewerbemuseum.” In Bilderheft der Staatlische Museen Preussischer Kulturbesitz. Berlin, 1973. Hf. 20–21.
Kunzl, E. Der romische Triumph. München, 1988.
Lazarev, V. N. “Novyi pamiatnik stankovoi zhivopisi XII veka i obraz Georgiia v vizantiiskom i drevnerusskom iskusstve.” In Lazarev V. N. Russkaia srednevekovaia zhivopis’. Moscow, 1970. S. 55–102.
La Bulgarie Medievale. Art et civilization. Catalogue. Paris, 1980.
Maksimovic, L., Popovic, M. “Les sceaux byzantins de la region Danubienne.” Studies in byzantine sigillography 3 (1993). P. 113–142.
Nesbitt, J., Oikonomides, N., ed. Catalogue of the Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and the Fogg Museum of Art. Vol: 1: Italy, North of Balkans, North of the Black sea. Washington, 1991.
Nesbitt, J., Oikonomides, N., ed. Catalogue of the Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and the Fogg Museum of Art. Vol. 2: South of the Balkans, the Islands, South of Asia Minor. Washington, 1991.
Nesbitt, J. “Overstruck seals in the Dumbarton Oaks collection: reused or counterstamped.” Studies in byzantine sigillography 2 (1990). P. 71–72.
Nikol’skaya, T. N. “Redkaia nakhodka iz Serenska.” In Drevnosti slavian i Rusi. Moscow, 1988. S. 45–51.
Ommagio a San Marco. Tesori dall’ Europa. Milano, 1994.
Polyakova, S. V., ed. “Chudesa sviatogo Georgiia.” In Polyakova, S. V., ed. Vizantiiskie legendy. Moscow, 1994. S. 193–207.
Putsko, V. “Kievskie rel’efy sviatykh vsadnikov.” In Starinar 27 (1977). S.111–124.
Restle, M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Bd. II. Recklinghausen, 1967.
Rodley, L. “The Pigeon House church, Cavusin.” Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 33 (1983). S. 300–311.
Rom und Byzanz. Schatzkammerstucke aus bayerischen Sammlungen. München,1998.
Ross, М. С. Catalogue of the Byzantine and Early Medieval Antiquites in the Dumbarton Oaks Collection. Vol. 1. Washington, 1962.
Sankt Georg. Der Ritter mit dem Drachen. Kataloge und Schriften. Ausstellung im Diozesanmuseum Freising. Lindenberg i. Allgau, 2001.
Schlumberger, G. Sigilligraphie de l’empire byzantin. Paris, 1884.
Seibt, W. Byzantinishen Bleisiegel in Österreich. Wien, 1978.
Seibt, W., Zarnitz, M. Das byzantinische Bleisigel als Kunstwerk. Kataloge. Wien, 1997.
Shandrovskaya, V. S. “Izobrazheniia sviatykh voinov v vizantiiskoi sfragistike i numizmatike.” In Vizantiia i Blizhnii Vostok. St Petersburg, 1994. S. 70–89.
Shandrovskaya, V. S. “Obraz sv. Georgiia na vizantiiskikh pechatiakh.” In II Mezhdunarodnyi simpozium po gruzinskomu iskusstvu. Tezisy. Tbilisi, 1977. S. 7–11.
Shandrovskaya, V. S. “Sfragistika.” In Bank, A. V., Bessonova, M. A., ed. Iskusstvo Vizantii v sobraniiakh SSSR: katalog vystavki. T. 1. Moscow, 1977.
Speck, P. Byzantinische Bleisiegel in Berlin (West). Bonn, 1986.
Sokrovishcha Priob’ia: Katalog vystavki. St Petersburg, 1996.
Stepanenko, V.P. “K ikonografii Dmitriia Solunskogo (po povodu atributsii ikonki iz Khersonesa.” In Klimentovskii sbornik. Sevastopol’, 2013. S. 322–328.
Stepanenko, V.P. “K ikonografii freski tserkvi «Trekh vsadnikov» pod Eski-Kermenom.” Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii 14 (2008). S. 452–457.
Stepanenko, V.P. “K ikonografii sv. voina vsadnika v vizantiiskoi sfragistike XII –XIII vv. Sv. Dmitrii Solunskii.” (in print).
Stepanenko, V.P. “Kul’t sv. Dmitriia Solunskogo v Bolgarii i na Rusi v kontse XII – pervoi polovine XIII vv. (po dannym numizmatiki i sfragistiki).” Pliska – Preslav. 9 (2003). S. 60–64.
Stepanenko, V.P. “Obraz sviatogo Georgiia-vsadnika v vizantiiskoi i drevnerusskoi sfragistike domongol’skogo perioda.” In Problemy istorii Rossii. Vyp.3: Novgorodskaia Rus’: istoricheskoe prostranstvo i kul’turnoe nasledie. Sbornik statei. Ekaterinburg, 2000. C. 106–117.
Stepanenko, V. “The Image of Horseman Triumphant in the Sphragistics and Numismatics of Byzantium and the countries of the Byzantine Cultural Milieu.” Studies in byzantine sigillography 7 (2002). P. 65–78.
The Greeks. The Treasures from the Benaki museum Athens. Catalogue of exhibition. Lisbon, 2007.
Thierry, H. “Un portrait de Jean Tzimiskes en Cappadoce.” Travaux et memoires 9 (1985). P. 477–484.
Totev, K. Thessalonican eulogia from Bulgaria. Lead ampules, enkolpia and icons from the XIIth – XVth centuries. Veliko Tyrnovo, 2011.
Turn, H., ed. Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum. Berlin; New York, 1973.
Vagner, G. K. Skul’ptura Drevnei Rusi: Vladimir. Bogolyubovo. Moscow, 1969.
Walter, Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003.
Wentzel, H. “Die Kamee mit dem hi. Georg im Schloss zu Windzor.” In Festschrift Fr. Gerke. Baden Baden, 1962. S. 108–110.
Wharton, A. J. Art of Empire. Painting and Architecture of the Byzantine Periphery. A Comparative Study of Four Provinces. The Pennsylvania State University Press, 1988.
Zacos, G., Veglery, A. Byzantine Lead Seals. Vol. 1. Part. 1–3. Bern, 1972.
Zalesskaya, V. N. “Litiki XIII v. v sobranii Gosudarstvennogo Ermitazha.” In Drevnerusskoe iskusstvo: Rus’. Vizantiia. Balkany XIII v. St Petersburg, 1997. S. 150–156.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
E-mail: adsv-press@yandex.ru