ISSN: 0320-4472 (Print)
ISSN: 2687-0398 (Online)
В 1409 г. Пизанский собор предпринял попытку завершить историю Великой западной схизмы. Результатом было избрание папы Александра V (1409–1410). Через несколько месяцев византийский император Мануил II Палеолог (1391–1425) отправил ему приветственное послание. В нем он выражал радость в связи с восстановленным единством западной церкви и обещал в будущем отправить дипломата. Однако Пизанский собор на самом деле не прекратил схизму. Не все латинские государства признали нового папу, и предыдущие два «антипапы» Григорий XII (1406–1415) и Бенедикт XIII были не намерены отрекаться. Кроме того, византийский император ничего не сказал о цели возможных переговоров с Александром V. Следовательно, в приветствии папе мы должны искать особый дипломатический смысл. Найти этот смысл можно в истории международных отношений, которые оказывали влияние на подготовку и проведение Пизанского собора. Явными сторонниками собора были Флоренция и Франция. Их противником был неаполитанский король Владислав (1386–1414), который одновременно был титулярным королем Венгрии. Германия разделилась между германским королем Рупрехтом (1400–1410) и его соперником чешским королем Венцелем (1378–1419). В результате сложился альянс Венцеля с новым папой. Общая нейтральная позиция поначалу объединяла Венецию и венгерского короля Сигизмунда Люксембурга (1387–1437). Они вместе сохраняли отношения с папой Григорием XII, но допускали его добровольное отречение для прекращения схизмы. Однако анализ итогов собора показывает, что он отражал ту расстановку сил на международной арене, которая была выгодна в основном Венеции. Республика через несколько недель после избрания папы Александра V неожиданно изменила свою позицию и признала его законность. Но перед этим она выкупила у короля Владислава титулярные права на Далмацию, которая считалась владением венгерской короны. Это вело к осложнению ее отношений с королем Сигизмундом. Их конфликт на Балканах провоцировал междоусобицу в Османском государстве, которая угрожала Византии. Предотвратить конфликт могло посредничество папы Александра V, но для этого Сигизмунд должен был тоже признать его. Послание византийского императора имело цель способствовать этому и разделить с папой роль посредника между Венгрией и Венецией.
Baum, W. «Europapolitik im Vorfeld der Frühen Neuzeit: König und Kaiser Sigismund vom Hause Luxemburg, Ungarn, Byzanz und der Orient.» In Donnert, E., ed. Europa in der Frühen Neuzeit. Bd. 1: Vormoderne. Weimar, 1997.
Beckmann, G. Der Kampf Kaiser Sigismunds gegen die werdende Weltmacht der Osmanen. Gotha, 1902.
Bliementzrieder, F. Das Generalkonzil im Grossen Abendländischen Schisma. Paderborn, 1904.
Dölger, F. Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches von 565 bis 1453. München, 1965. Bd. 5.
Eßer, А. Schisma als Deutungskonflikt. Das Konzil von Pisa und die Lösung des Großen Abendländischen Schismas (1378-1409). Köln; Weimar; Wien, 2019.
Finke, H., ed. Acta Concilii Constanciensis. Bd. 1–4. Münster, 1896–1928.
Girgensohn, D. Kirche, Politik und adelige Regierung in der Republik Venedig zu Beginn des 15. Jahrhunderts. Bd. 1–2. Göttingen, 1996.
Girgensohn, D. «Von der konziliaren Theorie des späteren Mittelalters zur Praxix: Pisa 1409.» Vorträge und Forschungen 67 (2007). S. 61–94. doi: https://doi.org/10.11588/vuf.2007.0.17970
Göller, E. König Sigismunds Kirchenpolitik vom Tode Bonifaz’ IX bis zur Berufung des Konstanzer Konzils (1404–1413). Freiburg im Breisgau, 1902.
Kastritsis, D. J. The Sons of Bayezid: Empire Building and Representation in the Ottoman Civil War of 1402-1413. Leiden; Boston, 2007.
Koetzschke, R. Ruprecht von der Pfalz und das Konzil von Pisa. Jena, 1889.
Kushch, T. V. «Politicheskaia elita pri Manuile II Paleologe: evolutsiia pridvornoi ierarchii.» Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4, Istoriia. Regionovedeniye. Mezhdunarodnyye otnosheniia 21,5 (2016). S. 129–136.
Matschke, K.-P. Die Schlacht bei Ankara und das Schicksal von Byzanz. Studien zur spätbyzantinischen Geschichte zwischen 1402 und 1422. Weimar, 1982.
Monnoyeur, J.-B. «Sermon du Chancelier Jean Gerson pour le retour des Grecs à ľUnite.» Irenikon 6 (1929). P. 721–766.
Pashkin, N. G. «Osmanskoie mezhdutsarstvie 1402–1413 gg.: mezhdunarodno-politicheskii aspect.» Antichnaya drevnost’ i srednie veka 46 (2018). S. 225–246.
Simonsfeld, H. «Analekten zur Papst- und Konziliengeschichte im 14. und 15. Jahrhundert.» Abhandlungen der historischen Klasse der königlichen Bayerischen Akademie der Wissenschaften 20 (1893). S. 45–46.
Schmitt, O. J. «Der Balkan zwischen regionaler Herrschaftsbildung und Osmanischer Eroberung (ca. 1300 – ca. 1500). Ein Ereignisgeschichtlicher Zugang.» In Online-Handbuch zur Geschichte des Südosteuropas. Bd. 1: Herrschaft und Politik in Südosteuropa bis 1800. T. 1: Spätmittelalterliche Betrachtungsräume. Der Balkan um 1300. Saarbrücken, 2017. S. 9–13. URL: https://hgsoe.ios-regensburg.de/fileadmin/doc/texte/Band1/Oliver_Jens_Schmitt_Ereignisgeschichte_Teil1.pdf
Thorn-Wickert, L. Manuel Chrysoloras. Eine Biographie des byzantinischen Intellektuellen vor dem Hintergrund der hellenistischen Studien in der italienischen Renaissance. Frankfurt am Main, 2006.
Wakouning, M. Dalmatien und Friaul. Die Auseinandersetzungen zwischen Sigismund von Luxemburg und der Republik Venedig um die Vorherrschaft im adriatischen Raum. Wien, 1990.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
E-mail: adsv-press@yandex.ru