«Образ души» ученого митрополита XIII в.: замечания о письмах Иоанна Апокавка

Dmitrii Aleksandrovich Chernoglazov

Аннотация


Митрополит Навпактский Иоанн Апокавк (ок.1155–1233) – церковный и политический деятель начала XIII в., выдающийся византийский писатель. Эпистолярное собрание Апокавка, включающее 156 писем, до сих пор исследовалось в основном как исторический источник. В настоящей статье проводится филологический анализ писем – ставится вопрос о том, как в них изображается авторское «я». Исследование показывает, что в письмах Апокавка складывается индивидуальный образ автора, выступающий за рамки эпистолярных клише. Этот образ не лишен внутренних противоречий: с одной стороны, Апокавк изображает себя ветхим, больным и страдающим за свои грехи, а с другой – предстает гордым своими достижениями, ученостью, готовым вступиться за свои права или защищать интересы митрополии. При этом, когда автор говорит о своей слабости и ничтожности, он не всегда серьезен – самоуничижение порой превращается в карикатуру: например, автор подчеркивает свое чревоугодие, прибегая к гротескным сравнениям. Образ автора не статичен: Апокавк зачастую изображает себя сомневающимся, колеблющимся между двумя мнениями, меняющим свою позицию под влиянием обстоятельств. Образ автора в письмах Апокавка рассматривается в контексте византийской эпистолографии Комниновского ренессанса. Отмечается ряд общих тенденций в письмах Иоанна Апокавка, Михаила Пселла, Иоанна Цеца и Феодора Продрома.

Ключевые слова


Иоанн Апокавк; византийская эпистолография; Комниновский ренессанс; образ автора; эпистолярный этикет; Феодор Продром; Иоанн Цец

Полный текст:

PDF

Литература


Angold, M. (1995). Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081–1261. New York: Cambridge University Press.

Bees, N. A. (1971–1974). Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos des Metropoliten von Naupaktos (in Aetolien). Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher, 21, 57–160.

Bernard, F. (2015). Humor in Byzantine Letters of the Tenth to Twelfth Centuries: Some Preliminary Remarks. Dumbarton Oaks Papers, 69, 179–195.

Chernoglazov, D. A. (2008). Piat’ pisem Ioanna Tsetsa: avtoportret vizantiiskogo intellektuala XII v. [Five Letters by John Tzetzes: А Byzantine Intellectual’s Self-portrait]. Vizantiyskiy Vremennik, 67(92), 152–164.

Chernoglazov, D. A. (2011). U vrat smerti: zhaloby na bolezni v vizantiiskikh pis’makh 9–13 vekov [At the Gates of Death: Complaints about Illness in Byzantine Letters of the Ninth–Thirteenth Centuries]. Vizantiiskie ocherki. St Petersburg: Aleteia. P. 203–219.

Chernoglazov, D. A. (2010). Laus epistulae acceptae: ob evoliutsii vizantiiskogo epistoliarnogo komplimenta [Some Notes on the Development of the Byzantine Rpistolary Compliment]. Vizantijskij vremennik, 69(94), 174–186.

Darrouzès, J. (1960). Épistoliers byzantins du Xe siècle. Archives de l’Orient Chrétien, 6. Paris: Institut Français d’Études Byzantines.

Hunger, H. (1978). Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner (Vol. 1). München: Beck.

Karlsson, G. (1959). Idéologie et cérémonial dans lʾépistolographie byzantine. Uppsala: Almqvist et Wiksell.

Karpozilos, A. (1990). The Letters of Ioannes Mauropous Metropolitan of Euchaita. Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Thessalonicensis, 34. Thessalonica: Association for Byzantine Research.

Kolovou, F. (Ed.). (2001). Michaelis Choniatae epistulae. Berlin; New York: de Gruyter.

Koskenniemi, H. (1956). Studien zur Idee und Phraseologie des griechischen Briefes bis 400 n. Chr. Helsinki: Akateeminen Kirjakauppa.

Lampropoulos, K. (1988). Ioannis Apokavkos. Simvuli stin erevna tu viu ke tu singrafiku ergu tu [John Apokaukos: Contribution to the Research of his Life and Work]. Athina: Istorikes Ekdosis St. D. Vasilopulos.

Leone, P. L. M. (Ed.). (1972). Ioannis Tzetzae epistulae. Leipzig: Teubner.

Ljubarskij, Ya. N. (2012). Vizantiiskie istoriki i pisateli [Byzantine Historians and Writers]. St Petersburg: Aleteia.

Ljubarskij, Ya. N. (2001). Mikhail Psell. Lichnost’ i tvorchestvo [Michael Psellos. Personality and Work]. In Ya. N. Ljubarskij, Dve knigi o Mikhaile Pselle. St Petersburg: Aleteja.

Magdalino, P. (1987). The Literary Perception of Everyday Life in Byzantium, Some General Considerations and the Case of Apokaukos. Byzantinoslavica, 47(1), 28–38.

Migne, J.-P. (Ed.). (1864). Theodori Prodromi epistolae. In Patrologiae cursus completus: series Graeca (Vol. 133, pp. 1239–1292). Paris: [s. n.].

Mullett, M. (1981). The Classical Tradition in the Byzantine Letter. In M. Mullett, & R. Scott (Eds.), Byzantium and the Classical Tradition (pp. 75–93). Oxford: BAR.

Papadopoulos-Kerameus, A. I. (1906). Kerkiraika: Ioannis Apokavkos ke Georgios Vardanis [John Apokaukos and George Bardanes]. Vizantijskij vremennik, 13, 335–351.

Papadopoulos-Kerameus, A. I. (1907). Simvuli is tin Istorian tis arhiepiskopis Ahridos [Contribution to the History of the Archbishopric of Ohrid]. In Recueil de mémoires en l’honneur de l‘académicien B. J. Lamanskij (Pt. 1, pp. 227–250). St Petersburg.

Pétridès, S. (1909). Jean Apokaukos, Lettres et autres documents inédits. Izvestiia Russkogo arkheologicheskogo instituta v Konstantinopole, 14, 72–100.

Riehle, A. (Ed.). (2020). A companion to Byzantine Epistolography. Leiden; Boston: Brill.

Vasilievskij, V. G. (1896). Epirotica saeculi XIII: iz perepiski Ioanna Navpaktskogo [Epirotica saeculi XIII: From the Correspondence of John of Naupactus]. Vizantiyskiy Vremennik, 3, 241–299.

Wellnhofer, M. (1913). Johannes Apokaukos, Metropolit von Naupaktos in Aetolien (c. 1155–1233), sein Leben und seine Stellung in Despotat von Epirus (Diss.). München: [s. n.].




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2020.48.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru