Греческий афонский текст Жития Митрофана Воронежского

Mikhail Vadimovich Bibikov

Аннотация


Нововыявленный рукописный памятник – Cod. Athous Panteleemon. gr. 283, исходя из его содержания, может быть интересен для историков русской церкви, русско-афонских культурных и литературных связей, ибо в книге ее автором и копиистом – Иаковом Неаскитиотом – помещены неизвестные доселе греческие переводы древнерусских литургических и агиографических текстов и другие материалы по русской, сербской, болгарской истории Афона. Кодекс включает в себя «Последование прп. Антонию Россу» (т. е. Антонию Печерскому), его «Житие», «Службу Феодосию игумену Печерскому», «Житие Митрофана Воронежского» и др. Книга датируется июлем 1848 г. Методики палеографического и кодикологического анализа позволяют проследить судьбу книги; текстологические методики исследования приводят к выводу о русском происхождении текстов, ставших вехой на пути создания фундаментального корпуса «Афониады» Иакова Неаскитиота. Текст греческого перевода русского памятника агиографии восходит ко второму изданию в России русского текста Жития Митрофана Воронежского. В нем текст значительно расширен и доработан по сравнению с первым изданием агиографических материалов о Митрофане, изданных в 1832 г. в связи с прославлением преподобного.

Ключевые слова


рукописный кодекс; Афон; древнерусская агиография; литургика; кодикология; палеография; текстология

Полный текст:

PDF

Литература


[A. D.]. (Ed.). (1832). Nachertanie Zhitiia sviatogo Mitrofana, pervogo episkopa Voronezhskogo [Inscription of the Life of Saint Mitrofan, the First Bishop

of Voronezh]. Moscow: Universitetskaia tipografiia.

Arkadios, Vatopedinos, & Eustratiades, S. (1924). Catalogue of the Greek Manuscripts of the Monastery on Mt. Athos. Cambridge (Mass.): Harvard University Press.

Azariia (Poptsov), skhim. (1886). Russkii monastyr’ sv. velikomuchennika Panteleimona na Gore Afonskoi [Russian Monastery of St. Great Martyr Panteleimon on Mount Athos]. Kiev: Dukhovnaia Akademiia.

Azariia (Poptsov), skhim., & Ternovskii, F. A. (1886). Akty Russkogo na sv. Afone monastyria sv. velikomuchenika i tselitelia Panteleimona [Acts of the Russian on St. Athos monastery of St. Great Martyr and Healer Panteleimon]. Kiev: Tipografiia Kievopecherskoi Uspenskoi Lavry.

Bibikov, M. V. (2016). Afonskaia istoriograficheskaia traditsiia o nachale russkogo monashestva: “Afoniada” (1848–1865) Iakova Neaskitiota [Athonite Historiographic Tradition about the Beginning of Russian Monasticism: “Athoniada” (1848–1865) by Jacob Neaskitiot]. In N. P. Chesnokova (Ed.), XIV Kapterevskie chteniia [XIV Kapterev Readings] (pp. 148–170). Moscow: IVI RAN.

Bibikov, M. V. (2017). Novyi pamiatnik afonskoi istoriografii: “Afoniada” (1848–1865) Iakova Neaskitiota [A New Monument to Athonite Historiography: Athoniada (1848–1865) by Jacob Neaskitiot]. Novaia i noveishaia istoriia, 4, 117–128.

Bibikov, M. V. (2018). Zhitie Antoniia Pecherskogo v grecheskoi traditsii [The Life of Anthony of Pechersky in the Greek Tradition]. In N. P. Chesnokova (Ed.), XVI Kapterevskie chteniia [XVI Kapterev Readings] (pp. 11–34). Serpukhov: IVI RAN.

Eustratiades, S. (1932). Agiologika. Bibliografίa ton Akolouthion [Agiology. Bibliography]. Epeteris Etaireias Byzantinon Spoudon, 9, 80–122.

Gedeon, M. (1885). Ho Athos [Athos]. Constantinople: [s. n.].

Kausokalybites, P. (2012). O monachos Iakobos Neasketiotes kai to umnagiologiko tou ergo gia te Theotoko kai tous agioreites hosiomartyres [The Monk James Neaskitioates and the Hymnological Work for Theotokos and the Saints Martyrs]. Thessaloniki: Department of Theology of the Theological School of the Aristotelian University of Thessaloniki.

Kausokalybites, P. (2014). Apo ta «Patria» sten «Athoniada» tou monachou Iakobou Neaskhtiotou (19os ai.) [From the “Patria” to the “Athoniada” of the Monk Iakovos Neaskitiotos (19th century)]. In H Diethnes epistemoniko Sunedrio «Agion Oros kai Logiosune». Praktika Synedriou [8th International Scientific Conference “Mount Athos and Scholarship”. Conference Proceedings] (pp. 331–341). Thessaloniki: [s. n.].

Kontouma, V. (2015). Un hésychaste au XIXe siècle: Jacques de Néa Skètè et sa “Confession orthodoxe” (1834). Annuaire de l’École pratique des hautes etudes (ÉPHÉ), Sect. des sciences relig, 122 (2013–2014), 288–298.

Kourilas, E. (1930a). Katalogos ton kodikon tes I. Sketes Kausokalubion [List of Codes 10. Skete of Kavsokalivia]. Paris: [s. n.].

Kourilas, E. (1930b). Ta agioreitika archeia kai o katalogos tou Porfyriou Ouspenske [Ancient Collection and Catalog of Porfiry Uspensky]. Epeteris Etaireias Byzantinon Spoudon, 7, 180–195.

Kourilas, E. (1951). Theodoretos proegoumenos Lauriotes ho Kodikografos [Codicographer Theodoret of Lavriotic]. Byzantinische Zeitschrift, 44, 343–346.

Lambertz, E. (2006). Katalog der griechischen Handschriften des Athoskloster Vatopedi (Vol. I). Thessalonike: Patriarchikon Idryma Paterikwn Meletwn.

Lampros, Sp. (1912). Ta Patria tou Agiou Orous [Patria of Mount Athos]. Neos Ellenomnemon, 9, 116–244.

Papadopoulos, Chr. (1932). Elenhoc synodikon praxeon kai patriarchikon engrafon [Fight Against Falsification of Synodal Acts and Patriarchal Documents]. Gregorios ho Palamas, 16, 65–69, 96–101, 138–149.

Petr (Pigol’) (2009). Ig. Ieronim (Solomentsov) [Hegumen Jerome (Solomentsov)]. In Patriarkh Moskovskii i Vseia Rusi Kirill (Ed.), Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia] (Vol. 21, pp. 319–323). Moscow: Tserkovno-nauch. tsentr “Pravoslavnaia entsiklopediia”.

Porfirii (Uspenskii). (2007). Istoriia Afona [History of Athos] (Vols. 1–2). Moscow: Dar.

Preger, Th. (Ed.) (1907). Patria Konstantinoupoleos [Patria of Constantinople]. In Th. Preger (Ed.), Scriptores originum Constantinopolitanarum (Vol. 2). Lipsiae: B. G. Teubner.

Shikhmatov, A. S. (Ed.). (1838). Zhitie izhe vo Sviatykh Ottsa nashego Mitrofana, v skhimonasekh Makariia, pervogo episkopa Voronezhskogo i novoiavlennogo chudotvortsa [The Life of Others Like us in the Holy Fathers of our Father Mitrofan, in Schemonesekh Macarius, the First Bishop of Voronezh and the Newly Appeared Miracle Worker]. Moscow: Sinodal’naia tipografiia.

Thomson, F. (1995). Saint Antony of Kiev – the Facts and the Fiction. Byzantinoslavica, 65, 662–668.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2020.48.012

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru