Образ св. Георгия-драконоборца на печати М-8759 из собрания Государственного Эрмитажа

Valerii Pavlovich Stepanenko

Аннотация


Статья посвящена истории изучения одной византийской печати, датируемой XII в., и анализу ее иконографии. В 1884 г. в знаменитом труде Г. Шлюмберже «Византийская сигиллография» впервые была опубликована анонимная византийская печать из личной коллекции ученого (с. 502). Между 1905–1910 гг. часть коллекции Г. Шлюмберже приобрел Н. П. Лихачев. Данная анонимная печать привлекла особое внимание Н. П. Лихачева, свидетельством чего является сохранившаяся карточка, написанная его рукой. При поступлении в собрание Эрмитажа печать получила номер М­-8759. В дальнейшем изучением печати занималась В. С. Шандровская. Согласно легенде, помещенной на оборотной стороне, печать принадлежала неизвестному по имени чиновнику, имевшему ранг протоспафария ἐπὶ τοῦ Χρυσοτρικλίνου и состоявшему в должности доместика ипургии (δομέστικος τῆς ὐπουργείας) христолюбивого деспота (императора). На лицевой стороне печати изображен св. Георгий, поражающий копьем дракона. Отмечается, что сцена, изображающая момент свершения подвига святого, редко встречается на византийских печатях X–XII вв. со сходной иконографией.

Ключевые слова


византийская сигиллогафия; иконография; св. Георгий; Г. Шлюмберже; Н. П. Лихачев; В. С. Шандровская

Полный текст:

PDF

Литература


Bollmann, B., & Fansa, M. (Eds.). (2008). Die Kunst der frühen Christen in Syrien. Zeichen, Bilder und Symbole vom 4. bis 7. Jahrhundert. Mainz am Rhein: Verlag Philipp Zabern.

Bolshakov, A. O., & Stepanova, E. V. (Eds.). (2012). “Zvuchat lish’ pis’mena...” K 150-letiiu so dnia rozhdeniia akademika Nikolaia Petrovicha Likhacheva: katalog vystavki [“Only letters sound ...” On the 150th Birthday of Academician Nikolai Petrovich Likhachev: Exhibition Catalogue]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ.

Buschhausen, H. (Ed.). (1986). Byzantinische Mosaiken aus Jordanien. Wien: [s. n.].

Chalkia, E. (Ed.). (2010). Byzantine & Christian Museum. Byzantine collections. The permanent Exhibition. Athens: Kuehn.

Chatzidakis, N. (1994). Saint George on Horsebask “in Parade”. A Fifteenth Century Icon in the Benaki Museum. In Thymiama ste mneme tes Laskarinas Mpoura (pp. 61–65). Athens: Мouseio Мpenaki Publ.

Garam, E. (2001). Funde byzantinischer Herkunft in der Awarenyeit vom Ende des 6. bis zum Ende des 7. Jahrhunderts. Budapest: Monumenta Avarorum Archaeologica.

Grabar, A. (2000). Imperator v vizantiiskom iskusstve [Emperor in Byzantine art]. Moscow: Ladomir.

Hahn, S. (2001). Die Ikonographie des hl. Georg. Darstellungen im Westen Europas. In S. Hahn, S. Metken, & P. B. Steiner (Eds.), Sanct Georg. Der Ritter mit dem Drachen (pp. 77–91). Lindenberg : Kunstverlag Josef Fink.

Jeffreys, M. (Ed.). (1998). SPINK Auction 127. Byzantine Seals from the Collection of George Zacos (Pt. I). London, Wednesday 7 October 1998. London: [s. n.].

Jordanov, I., & Zekova, Zh. (2007). Catalogue of Medieval Seals at the Regional Historical Museum of Shumen. Shumen: Historical Museum of Shumen.

Khairedinova, E. A. (2014). Medal’ony s izobrazheniem sviatogo vsadnika [Medallions with the Image of St. Rider]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 19, 147–210.

Maksimovic, L., & Popovic, M. (1993). Les sceaux byzantins de la region Danubienne. Studies in Byzantine Sigillography, 3, 113–142.

Nesbitt, J. (1990). Overstruck Seals in the Dumbarton Oaks Collection: Reused or Counterstamped. Studies in Byzantine Sigillography, 2, 71–72.

Nesbitt, J., & Oikonomides, N. (Eds.). (1991). Catalogue of the Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and the Fogg Museum of Art (Vol. 2). Washington: Dumbarton Oaks.

Oikonomides, N. (1972). Les listes preseance Byzantines des IXe et Xe siècle. Paris: CNRS.

Putsko, V. A. (1976). Kievskie rel’efy sviatykh vsadnikov [Kiev’s Reliefs of the Holy Horsemen]. Starinar. Nova seriia, 27, 111–124.

Schlumberger, G. (1884). Sigillographie de l’empire byzantin. Paris: Ernest Leroux.

Seibt, W., & Zarnitz, M. L. (1997). Das byzantinische Bleisiegel als Kunstwerk. Katalog zur Ausstellung. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.

Stepanenko, V. P. (2000). Obraz sviatogo Georgiia-vsadnika v vizantiiskoi i drevnerusskoi sfragistike domongol’skogo perioda [The Image of St. George – the Horseman in the Byzantine and Old Russian Sphragistics of the pre-Mongol Period]. In Problemy istorii Rossii (pp. 106–117). Ekaterinburg: Bank kul’turnoi informatsii.

Stepanenko, V. P. (2002). The Image of Horseman Triumphant in the Sphragistics and Numismatics of Byzantium and the countries of the Byzantine Cultural Milieu. Studies in Byzantine sigillography, 7, 65–78.

Stepanenko, V. P. (2010). Sasanidskie traditsii v vizantijskoi sigillografii X v. [Sasanian Traditions in Byzantine Sigillography of the Tenth Century]. In Trudy Gosudarstvennogo Jermitazha. Vizantija v kontekste mirovoj kul’tury. Materialy konferencii, posvjashhennoj pamjati Alisy Vladimirovny Bank (1906–1984) (Vol. 51, pp. 334–343). Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ.

Stepanenko, V. P. (2019a). K ikonografii sviatykh voinov v Vizantii. Sviatoi Andronik [On Iconography of Saint Warriors in Byzantium. Saint Andronikos]. In T. Todorov, Zh. Zhekova, D. Ivanova, & K. Adonov (Eds.), In Honorem 6. ΑΝΤΙΧΑΡΙΣΜΑΤΟΣ ΕΠΙΣΦΡΑΓΙΣΙΣ. Jubileen sbornik v chest na 70-godishnata na prof. d.i.n. Ivan Jordanov (pp. 446–448). Shumen: Nauchen centr po vizantinistika.

Stepanenko, V. P. (2019b). K ikonografii sviatykh voinov-vsadnikov v vizantiiskoi sfragistike: Sv. Georgii [To the Iconography of Holy Warriors and Riders in Byzantine Sphragistics: St. George]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 47, 72–82.

Stepanova, E. V. (Ed.). (1991). Likhachiov N. P. Deiatel’nost’ Gustava Shliumberzhe (po sluchaiu ispolnivshegosia 17 oktiabria 1924 goda ego vos’midesiatiletiia i polustoletiia uchenykh trudov) [Activities of Gustav Schlumberger (on the Occasion of October 17, 1924, his Eightieth and Half-century of Scientific Works)]. Vspomogatel’nye istoricheskie distsipliny, 23, 233–260.

Stepanova, E. V. (2006). Pechati s latinskimi i greko-latinskimi nadpisiami VI–VII vv. iz sobraniia Ermitazha [Seals with Latin and Greco-Latin Inscriptions of the Sixth–Eighth Centuries from the Hermitage Collection]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ.

Shandrovskaja, V. S. (1994). Izobrazheniia sviatykh voinov v vizantiiskoi sfragistike i numizamatike [Images of Holy Warriors in Byzantine Sphragistics and Numismatics]. In Vizantiia i Blizhnii Vostok (pp. 70–89). Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ.

Shandrovskaja, V. S. (1977). Obraz sv. Georgiia na vizantiiskikh pechatiakh [The Image of St. George on the Byzantine Seals]. In Materialy II Mezhdunarodnogo simpoziuma po gruzinskomu iskusstvu (pp. 1–11). Tbilisi: Izdatel’stvo Tbilisskogo universiteta.

Zacos, G., & Veglery, A. (1972). Byzantine Lead Seals (Vols. 1–3). Basel: J. J. Augustin.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2020.48.018

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru