Надгробия некрополя Мангупской базилики

Nadezhda Igorevna Barmina

Аннотация


Базилика, расположенная на плато Мангупа в юго-западном нагорье, входит в число христианских памятников Крыма, в процессе изучения которых был получен большой объем археологического материала. Несомненный интерес для историков представляют данные, связанные с исследованием разновременного христианского некрополя, созданного на пространстве базилики и вблизи нее. При доследовании базилики (1967–2005) был открыт ряд резных надгробных памятников, отличных по своим архитектурным признакам от ранних погребальных плитовых покрытий. Эти надгробия свидетельствуют о расцвете искусства каменной резьбы в Таврике XIV–XV вв. Их описание и анализ позволя.т сделать выводы о развитии форм камнерезного искусства средневекового Крыма. Отмечается, что камнетесы Мангупа учитывали конфессиональную принадлежность живущих здесь людей и уделяли основное внимание декоративному оформлению памятников. При изготовлении надгробий христианского некрополя базилики местные резчики по камню использовали художественные приемы, почерпнутые из разных (византийский, сельджукский, северо-кавказский) стилей, благодаря чему возникло мангупское направление архитектурной орнаментики. Местные мастера перерабатывали заимствованные у зарубежных камнерезов приемы резьбы и декора. Основу местного стиля определяли сдержанно скупые изображения, что придавало готовой продукции предельную лаконичность и образность.

Ключевые слова


Византия; Мангуп; Феодоро; базилика; некрополь; надгробие; камнерезное искусство

Полный текст:

PDF

Литература


Aibabin, A. I. (2014). Gorod na plato Eski-Kermen v XIII v. [The City on the Eski-Kermen Plateau in the Thirteenth Century]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 19, 240–241.

Aibabin, A. I. (2019). Gorod Femy Khersona na plato Eski-Kermen [The City of Fema of Kherson on the Eski-Kermen Plateau]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 47, 24–25.

Aibabina, E. A. (2001). Dekorativnaia rez’ba po kamniu i plastika srednevekovoi Kaffy (XIV–XVIII vv.) [Decorative Stone Carving and Plastic of Medieval Kaffa (Fourteenth–Eighteenth Centuries)]. Simferopol: Sonat.

Aibabina, E. A. (2018). Reznye kamni Chufut-Kale [Carved Stones of Chufut-Kale]. Povolzhskaia arkheologiia, 2 (24), 150–167.

Alekseenko, N. A. (1997). K voprosu o denezhnom obrashchenii i razvitii torgovykh sviazei Khersonesa v XIII veke [On the Question of Monetary Circulation and Development of Trade Relations of Chersonesos in the Thirteenth Century]. Khersonesskii sbornik, 8, 7–20.

Alekseenko, N. A. (2019a). Vizantiia bez Vizantii: XII v. – imperiia “pochten-nykh” nobilei! [Byzantium without Byzantium: Twelfth Century – the Empire of “Venerable” Nobles!]. In N. A. Alekseenko (Ed.), ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: imperiia i polis: materialy XI Mezhdunarodnogo Vizantiiskogo seminara (Sevastopol’ – Balaklava 3–7 iiunia 2019 g.) (Vol. 12, pp. 33–38). Simferopol: Institut arkheologii Kryma RAN.

Alekseenko, N. A. (2019b). Vizantiia i Krym v kontekste imperskikh interesov v Severnom Prichernomor’e. Nakhodki imperatorskikh molivdovulov v Tavrike [Byzantium and Crimea in the Context of Imperial Interests in the Northern Black Sea Region. New Finds of Imperial Molivdovuls in Tauris]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 47, 12–139.

Avdeev, A. G. (2012). Drevnerusskie nadgrobiia [Old Russian Tombstones]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii, 8, 84–91.

Avdeev, A. G. (2019). Eshche raz o simvolike “vavilonov” [Once Again about the Symbolism of “Babylon”]. In A. N. Khokhlov (Ed.), Tver’, Tverskaia zemlia i sopredel’nye territorii v epokhu Srednevekov’ia (Iss. 12, pp. 360–370). Tver: TNIIR-Centr.

Badeev, D. Iu., & Koval’, V. Iu. (2011) O tak nazyvaemykh “vavilonakh” [About the So-called “Babylons”]. Dialog gorodskoi i stepnoi kul’tur na evraziiskom prostranstve: materialy V Mezhdunarodnoi konferentsii, posviashchennoi pamiati G. A. Fedorova-Davydova (pp. 130–1340). Kazan: Institut arkheologii im. A. Kh. Khalikova AN RT.

Barmina, N. I. (2018). Mangupskaia bazilika kak kafedralnyi sobor Gotskoi eparkhii [Mangup Basilica as the Cathedral of the Diocese of Goth]. In Bakhchisarai: arkheologiia, istoriia, etnografiia (pp. 4–230). Bakhchisarai; Belgorod: Konstanta.

Bashkirov, A. S. (1926). Seldzhukizm v drevnem tatarskom iskusstve [Seljukism in Ancient Tatar Art]. Crimea, 2, 108–125.

Beliaev, L. A. (1996). Russkie srednevekovye nadgrobiia. Belokamennye plity Moskvy i severo-vostoka Rossii XIII–XVII vv. [Russian Medieval Tombstones. White Stone Slabs of Moscow and the North-East of Russia of the Thirteenth-Seventeenth Centuries]. Moscow: Modus Graffiti.

Berthier-Delagard, A. L. (1918). Kalamita i Feodoro [Kalamita and Feodoro]. Izvestija Tavricheskoj uchenoj arhivnoj komissii, 55, 1–44.

Braun, F. A. (1893). Raskopki v Tavricheskoi gubernii, raskopki v Mangupe [Excavations in the Tauride Province, Excavations in Mangup]. In Otchet arkheologicheskoi komissii za 1890 god [Archaeological Commission Report 1890] (pp. 15–19). Saint Petersburg: [s. n.].

Büttner, Th. (1990). Die Bildplatte von Schöllkrippen-Ernstkirchen. Ikonographisce Vergleiche. Schöllkrippen: Markt Schöllkrippen.

Cherepnin, L. V. (1956). Russkaia paleografiia [Russian Paleography]. Moscow: Izd-vo politicheskoj literatury.

Chervonnaia, C. M. (1997). Musulmanskaia epigrafika (reznye nadgrobnye kamni) v Krymu [Muslim Epigraphy (Carved Tombstones) in Crimea]. Tatarskaia arkheologiia, 1, 111–134.

Choref, M. M. (2008). K istorii Eski-Iurta [To the History of Eski-Yurt]. Materialy po istorii i arkheologii antichnogo i srednevekovogo Kryma, 1, 145–153.

Clairmont, C. W. (1967). The Grave-Reliefs from Byzantium. Bulletin de correspondance hellénique, 91, 2, 451–468.

Debirov, P. M. (1966). Rezba po kamniu v Dagestane [Stone Carving in Dagestan]. Moscow: Nauka.

Dombrovsky, O. I., & Sidorenko, V. A. (1978). Solkhat i Surb-Khach [Solkhat and Surb-Hach]. Simferopol: Tavria.

Dushenko, A. A. (2016). Igral’nye prinadlezhnosti iz kosti i roga iz raskopok Mangupa [Playing Accessories from Bones and Horns from the Mangup Excavations]. Materialy po istorii, arkheologii i etnografii Tavrii, 21, 222–247.

Ertsegovich-Pavlovich, S. (1984). Bol’etin, sredn’ovekovno nasel’e i nekropola [Boletin, Middle-age Population and Necropolis]. Starinar. Nova seriya, 15, 31–232.

Gertsen, A. G., & Mogarichev, Yu. M. (1991). O vozniknovenii Gotskoi eparkhii [On the Emergence of the Gotha Diocese]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 2, 119–122.

Gertsen, A. G., & Mogarichev, Yu. M. (1999). K voprosu o tserkovnoi istorii Tavriki d VIII v. [On the Question of the Church History of Taurica in the Eighth Century]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 30, 95–115.

Gertsen, A. G., & Mogarichev, Yu. M. (2002). O nekotorykh voprosakh istorii Tavriki ikonoborcheskogo perioda v interpretatsii H.-F. Bajera [On Some Issues of the History of Taurica of the Iconoclastic Period in the Interpretation of H.-F. Bayer]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 9, 615–632.

Iurochkin, V. Iu. (2020). Drevnosti Foti-Kaly [Antiquities of Foti-Saly]. Retrieved from http://data.pravoslavie.ru/720.html

Kanokova, F. U. (2014). Ornamentalnoe oformlenie reznykh kamennykh nadgrobii u nogaitsev [Ornamental Design of Stone Carved Tombstones in Nogai]. Vestnik Moskovskoi gosudarstvennoi khudozhestvenno-promyshlennoi akademii imeni S. G. Stroganova, 3, 105–114.

Kashovskaia, N. V. (2015). Evrei v istoricheskom prostranstve Dagestana (iz opyta katalogizatsii evreiskikh nadgrobii Iuzhnogo Dagestana) [Jews in the Historical Space of Dagestan (from the Experience of Cataloging Jewish Tombstones of Southern Dagestan)]. In M. S. Albogachieva (Ed.), Kavkaz: perekrestok kultur [Caucasus: Crossroads of Cultures] (pp. 97–116). Saint Petersburg: Muzei antropologii i etnografii.

Kashovskaia, N. V. (2017). Rezultaty izucheniia karaimskogo nekropolia v ushchel’e Tabana-Dere (Mangup). Problemy khronologii i periodizatsii [Results of the Study of the Karaite Necropolis in the Tabana-Dere (Mangup). Problems of Chronology and Periodization]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 22, 239–277.

Kondakov, N. P. (1904). Arkheologicheskoe puteshestvie po Sirii i Palestine [Archaeological Journey through Syria and Palestine]. Saint Petersburg: Imperatorskaia akademiia nauk.

Kondoraki, V. H. (1872). Mangup-Kale [Mangup-Kale]. Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostei, 8, 419–426.

Kramarovskii, M. G. (2008). Seldzhukskie poiasa v Krymu i na Severnom Kavkaze v XV v. [Seljuk Belts in Crimea and the North Caucasus in the Fifteenth Century]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 38, 278–296.

Kramarovskii, M. G. (2009). Mangupskaia nakhodka: seldzhukskie otrazheniia v Krymu i na Severnom Kavkaze [Mangup Discovery: the Seljuk Reflection in Crimea and the North Caucasus]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 15, 457–480.

Leper, R. H. (1913). Arkheologicheskie issledovaniia v Mangupe v 1912 godu. (Predvaritelnoe soobshchenie), (vtoroe predvaritelnoe soobshchenie) [Archaeological Research in Mangup in 1912. (Preliminary report), (second preliminary report)]. Izvestiia arkheologicheskoi komissii, 47, 73–77; 146–149.

Malbakhov, B. H., & Khachieva, A. S. (2014). Istoki Cherkesskogo (Adygeiskogo) kamnereznogo iskusstva [The Origins of the Circassian (Adyghe) Lapidary Art]. Vestnik Moskovskoi gosudarstvennoi khudozhestvenno-promyshlennoi akademii imeni S. G. Stroganova, 4, 136–144.

Minich, D. (1970). Srednevekovne nekropol’ na Velikom Gradetskom svode Donzheg Milanova [The Medieval Necropolis at the Great Moravian Arch Donjeg Milanova]. Starinar. Nova seriya, 20, 235–236.

Mogarichev, Yu. M. (2005). “Peshhernye goroda” v Krymu [“Cave Cities” in Crimea]. Simferopol: Sonat.

Mogarichev, Yu. M., Sazanov A. V., & Shaposhnikov, A. K. (2002). Zhitie Ioanna Gotskogo v kontekste istorii Kryma “khazarskogo perioda” [The Life of John of Gotha in the Context of the History of the Crimea “Khazar Period”]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 9, 177–182.

Mogarichev, Yu. M., Sazanov A. V., & Sorochan, S. B. (2017). Krym v “khazarskoe vremia” (VIII – seredina X v.) [Crimea in the “Khazar” Time (Eighth – mid of Tenth Century]. Moscow: Neolit.

Moiseev, L. A. (1918). Raskopki v Mangupe [Excavations in Mangup]. In Otchety Arkheologicheskoi komissii za 1913–1915 gody [Archaeological Commission Reports 1913–1915] (pp. 72–84). Petrograd: [s. n.].

Murray, H. J. R. (1978). A History of Board Games Other Than Chess. London: Hacker Art Books.

Nakhapetian, V. E. (1994). Obraz mira v izobrazitelnom iskusstve Khazarii [The Image of the World in the Visual Art of Khazaria]. Russian archaeology, 4, 107–118.

Naumenko, V. E. (1998). K voprosu o nazvanii i date uchrezhdeniia vizantiiskoi femy v Tavrike [On the Question of the Name and Date of Establishment of the Byzantine Fema in Tavrika]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 6, 693–696.

Orbeli, I. A. (1963). Sbornik izbrannykh proizvedenii [Collection of Selected Works]. Moscow: USSR Academy of Sciences.

Pallas, P. S. (1881). Puteshestvie v Krym v 1793 i 1794 gg. [Travel to the Crimea in 1793 and 1794]. Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostei, 12, 62–208.

Panova, T. D. (2004). Tsarstvo smerti. Pogrebalnyi obriad srednevekovoi Rusi XI–XVI vekov. [The Kingdom of Death. Funeral Rites of Medieval Russia of the Eleventh-Sixteenth Centuries]. Moscow: Radunitsa.

Parshina, E. A. (1988). Eski-Kermenskaia bazilika [Basilica of Eski-Kermen]. In Arkhitekturno-arkheologicheskie issledovaniia v Krymu [Architectural and Archaeological Research in Crimea] (pp. 36–59). Kiev: Naukova dumka.

Rivoira, G. T. (1910). Lombardic architecture (Vol. 2). London: The Clarendon Press.

Rybakov, B. A. (1957). Arkhitekturnaia matematika drevnerusskikh zodchikh [Architectural Mathematics of Ancient Russian Architects]. Soviet archaeology, 1, 83–112.

Rybina, E. A. (1997). Shashki, “mel’nitsa”, shakhmaty [Checkers, “Mill”, Chess]. In Drevniaia Rus’. Byt i kul’tura (pp. 110–114). Moscow: Nauka.

Seidaliev, E. I., & Khalilova, D. E. (2014). Sel’dzhukskie motivy v ornamente Bakhchisaraiskikh diurbe [Seljuk Motifs in the Ornament of the Bakhchisaray Dyurbe]. Krymskoe istoricheskoe obozrenie, 2, 231–243.

Strukova, E. V., & Ushakov, S. V. (2008). Arkheologicheskie pamiatniki Boiki: sovremennoe sostoianie, problemy i perspektivy issledovanii [Archaeological Monuments of Boika: Current State, Problems and Prospects of Research]. Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Prichernomoria, 1, 31–33.

Tikhanova, M. A. (1953). Bazilika [Basilica]. Materialy i issledovaniia po arkheologii, 34, 334–389.

Valeeva, D. K. (1998). Iskusstvo rezby po derevu v arkhitekture i epigrafike zolotoordynskikh bulgar [The Art of Wood Carving in the Architecture and Epigraphy of the Golden Horde Bulgars]. Tatar archeology, 1(2), 88–98.

V”zharova, Z. H. (1977). Pogrebal’niyat obryad kato istoricheski iztochnik za etnicheskata s”shchnost na b”lgarskata narodnost. Arkheologiia, 24, 42–44.

Zasypkin, B. N. (1927). Pamiatniki arkhitektury krymskikh tatar [Monuments of Architecture of the Crimean Tatars]. Crimea, 2(4), 134–139.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2020.48.021

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru