Архитектура на стыке культур: храмовый комплекс Варзахана близ Байбурта в свете новых находок

Andrey Yurievich Vinogradov

Аннотация


Варзахан (совр. Уграк близ Байбурта в Турции) – полностью разрушенный храмовый комплекс, расположенный на стыке культурных миров: византийского, мусульманского, армянского и картвельского. Его храмы были известны преимущественно по описанию и фотографиям В. Бахманна, однако новейшие архивные находки (фотографии экспедиции Н. Л. Окунева) позволяют восстановить облик и строительную историю храмов Варзахана. Впервые реконструируется облик крестово-купольного храма, который был триконхом, вписанным в крестообразный абрис, а также устанавливается функция малого храма рядом с октагоном, который был надвратным. Приводятся архитектурные и декоративные аналогии памятникам Варзахана. Ряд уникальных деталей указывает на то, что для реализации крупного строительного проекта в Варзахане заказчик пригласил наряду с малоазийскими византийскими строителями сразу две группы мастеров из Тао (вероятно, тождественные двум артелям Давида Куропалата 960-х – начала 970-х гг.), ориентировавшиеся при этом каждая либо на Каппадокию (строители триконха), либо на Понт (строители октагона и надвратного храма) или включившие в свой состав мастеров из этих регионов. Наиболее вероятной датой для такого совместного предприятия представляется промежуток времени между 979 и 988 гг., когда «владетелями» (стратигом/дукой) фемы Халдия были союзники Давида Чордванел и Баграт, происходившие из Тао.

Ключевые слова


Византия; Понт, Варзахан; Давид III Куропалат; Тао; Каппадокия; архитектура; архитектурная декорация

Полный текст:

PDF

Литература


Akribopoulou, S. (2007). To exagwno sth byzantinh architektonikh [The Hexagon in Byzantine Architecture] (doctoral dissertation). Thessalonike: Aristoteleio Panepistimio Thessalonokis.

Altripp, M. (2006). Die geknoteten Säulen in der byzantinischen und romanischen Kunst. Mediaevistik, 19, 9‒19.

Bachmann, W. (1913). Kirchen und Moscheen in Armenien und Kurdistan. Leipzig: Hinrichs.

Balance, S. (1960). The Byzantine Churches in Trebizond. Anatolian Studies, 10, 141–175.

Beridze, V. V. (1981). Arkhitektura Tao-Klardzheti [The Architecture of Tao-Klarjeti]. Tbilisi: Metsniereba.

Blau, O. (1861). Reise im Orient, 1: Querrouten durch die pontischen Alpen. Zeitschrift fur Allgemeine Erdkunde, 10, 371‒383.

Bogisch, M. (2009). The Appropriation of the Imperial Splendor: ecclesiastical architecture and monumental sculpture in Medieval Tao-Klarjeti around 1000 AD (doctoral dissertation). University of Copenhagen, Copenhagen.

Browne, E. G. (1893). A Year Amongst the Persians. London: Black Publ.

Bryer, A., & Winfield, D. (1985). The Byzantine Monuments and Topographyof the Pontos. Washington (D.C.): Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

Camiz, A. (2005). Morphology of Roman, Islamic and Medieval seismic design: pointed arch and ablaq. Key Engineering Materials, 628, 9–14.

Creswell, K. A. C. (1915). Persian Domes before 1400 A. D. The Burlington Magazine for Connoisseurs, 26.142, 146‒151.

Creswell, K. A. C. (1979). Early Muslim architecture (Vol. 2). New York: Hacker art Books.

Cuneo, P., & al. (1988). Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. Rome: De Luca.

Deichmann, F. W. (1937). Versuch einer Darstellung der Grundrisstypen im Morgenlande (doctoral dissertation). Martin-Lüther-Universität Halle-Wittenberg, Halle.

Deval’, T., & Tomes, T. (1971). Sobranie N. Ia. Marra v fotoarkhive Leningradskogo otdeleniia Instituta arkheologii AN SSSR [Collection of N. Ia. Marr in the Photographical Archive of the Leningrad Department of the Institute of Archeology of the Academy of Sciences of USSR]. Patma-banasirakan handes, 3, 289‒295.

Deyrolle, T. (1875). Voyage dans le Lazistan et l’Armenie. Le Tour du Monde, 30, 257‒288.

Doseva, I. (2003). Kolonkite s ‘v”zli’ – opit za interpretatsiia [Knotted Columns – an Essay of Interpretation]. Problemi na izkustvoto, 2, 15‒20.

Endol’tseva, E. Iu. (2019). Arkhitekturnaia plastika Abkhazskogo tsarstva (VIII‒XI vv.). Iz kollektsii Abkhazskogo gosudarstvennogo muzeia (g. Sukhum, RA) [Architectural Plastic of the Abkhazian Kingdom (8th–11th centuries). From the Collection of the Abkhazian State Museum (Sukhum, RA)]. Vestnik PSTGU. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 33, 9‒30.

Ermakov, D. I. (1896). Fotografiia. Tiflis. Katalog fotograficheskikh vidov i tipov Kavkaza, Persii, Evropeiskoi i Aziatskoi Turtsii: kollektsiia iz 18-ti tysiach vidov [Photography. Tiflis. Catalog of Photographic Species and Types of the Caucasus, Persia, European and Asian Turkey: A Collection of 18 Thousand Species]. Tiflis: Parovaia tipografiia Shtaba Kavkazskogo voennogo okruga.

Eyice, S. (1971). Karadağ (Binbirkilise) ve Karaman. Istanbul: [s. n.].

Gaube, H. (1977). ῾Ammān, Ḫarāne und Qasṭal: Vier frühislamische Bauwerke in Mitteljordanien. Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins, 93, 52‒86.

Giviashvili, I. (2009). Georgian Polyapsidal Church Architecture. In P. Skinner, D. Tumanishvili, & A. Shanshiashvili (Ed.), Vakhtang Beridze 1st international Symposium of Georgian culture (pp. 173‒182). Tbilisi: Georgian Arts & Culture Center.

Hewsen, Ρ. (2001). Armenia: A Historical Atlas. Chicago: University of Chicago Press.

Hovanessian, R. G. (2003). Armenian Karin/Erzerum. Costa Meza: Mazda Publ.

Iancharkova, Iu. (2007). K istorii vzaimootnoshenii N. L. Okuneva s N. Ia. Marrom [On the History of Relations between N. L. Okunev and N. Ia. Marr]. Vspomogatel’nye istoricheskie distsipliny, 30, 495‒513.

Iuzbashian, K. N. (1999). Armianskie gosudarstva epokhi Bagratidov i Vizantiia IX–XI vv. [Armenian States of the Bagratid Era and Byzantium in the 9th–11th Centuries]. Moscow: Nauka.

Jakobson, A. L. (1959). Ocherk istorii zodchestva Armenii V‒XVII vekov [An essay on the History of Armenian Architecture in the 5th–17th Centuries]. Moscow; Leningrad: Nauka.

Johnson, M. (2018). San Vitale in Ravenna and Octogonal Churches in Late Antiquity. Wiesbaden: Reichert.

Kalavrezou-Maxeiner, I. (1985). The Knotted Column. In S. Vrionis (Ed.), Byzantine Studies in Honor of Milton V. Anastos (pp. 95‒104). Malibu: Undena Publ.

Karatzoglou, I. (2013). To katholiko ths monhs Euaggelistrias Aliartou Boiwtias [The Catholicon of Euangelistira Monastery in Aliarto, Boeotia]. Deltion Christianikhs Archaiologikhs Etaireias, 34, 41–52.

Kazarian, A. Iu. (2012‒2013). Tserkovnaia arkhitektura stran Zakavkaz’ia VII v. [Church Architecture of the Transcaucasian Countries of the 7th Century] (Vols. 1‒4). Moscow: Locus standi.

Khatchatrian, A. (1966). Armenien. Reallexikon zur byzantinischen Kunst (Vol. 1: Coll. 306–335). Stuttgart: Hirsemann.

Khoshtaria, D. (2005). Klarjeti: churches and monasteries. Tbilisi: Artanuji.

Khrushkova, L. G. (2018). Vostochnoe Prichernomor’e v vizantiiskuiu epokhu. Istoriia. Arkhitektura. Arkheologiia [Eastern Black Sea Region in the Byzantine Era. History. Architecture. Archeology]. Kaliningrad; Moscow: ROS-DOAFK.

Kosourov, D. A. (2018). K voprosu o datirovke polucheniia titula kuropalata pravitelem Tao-Klardzheti Davidom III [On the Question of Dating the Receipt

of the Title of Kuropalat by the Ruler of Tao-Klarjeti David III]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 46, 90‒101.

Layard, A. H. (1853). Discoveries in the Ruins of Nineveh and Babylon. London: John Murray.

Le Gobien, C. (Ed.). (1819). Lettres édifiantes et curieuses, écrites des missions étrangères: mémoires du Levant (Vol. 2). Lyon: E. Cabin.

Lynch, H. F. B. (1901). Armenia, Travels and Studies (Vol. 2). London: Longmans, Green, and Co.

Maguire, H. (1990). Garments pleasing to God: the significance of domestic textile designs in the Early Byzantine period. Dumbarton Oaks Papers, 44, 215‒224.

Mamaloukos, S. (2018). Middle and Late Byzantine church architecture in the periphery of Constantinople. In M. Korres, S. Mamaloukos, Κ. Zampas, & F. Mallouchou-Tufano (Eds.), Hrws Ktisths. Meletes gia ta istorika mnhmeia ths Ellados (Afierwma ston Charalampo Mpoura) (pp. 97‒124). Athens: Melissa.

Maranci, C. (1998). Medieval Armenian Architecture in Historiography: Josef Strzygowski and His Legacy (Diss). Princeton University, Princeton.

Mert, İ. H., & Niewöhner P. (2010). Blattkapitelle in Konya. Lykaonien zwischen Sidamara und Binbirkilise. Istanbuler Mitteilungen, 60, 373‒410.

Monneret de Villard, U. (1940). Le chiese della Mesopotamia. Rome: Pont. Institutum Orientalium Studiorum.

Nelson, M. (2015). The Temple Complex at Horvat Omrit. Leiden: Brill.

Northedge, A. (1993). An Interpretation of the Palace of the Caliph at Samarra (Dar al-Khilafa or Jawsaq al-Khaqani). Ars Orientalis, 23, 143‒170.

Okunev, N. L. (1938). Armiano-gruzinskaia tserkovnaia arkhitektura i ee osobennosti [Armenian-Georgian Church Architecture and Its Features]. Russkii zodchii za rubezhom, 9/10, 1‒16.

Oswald, F. (1906). A Treatise on the Geology of Armenia. London: University of London Publ.

Ousterhout, R. (2005). A Byzantine Settlement in Cappadocia. Washington (D.C.): Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

Parman, E. (2002). Ortaçağda Phrygia (Phrygia) bölgesinde bulunan ilginç bazı figürlü mimari plastik örnekleri. In G. Öney (Ed.), Uluslararası sanat tarihi sempozyumu. Prof. Dr. Gönül Öney’e armağan, 10–13 Ekim 2001, Bildiriler (pp. 467‒479). Izmir: [s. n.].

Pekak, M. (1994). Güzelyurt’ta (Gelveri) Bulunan Bizans/Post-Bizans Dönemi Kiliseleri 2. Hacettepe Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Dergisi, 11.1–2, 181–191.

Ramsay, W., & Bell, G. (1909). Thousand and one churches. London: Hodder and Stoughton.

Restle, M. (1979). Studien zur frühbyzantinischen Architektur Kappadokiens. Vienna: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.

Sablin, I. D. (2014). Deiatel’nost’ ital’ianskikh arkhitektorov v Rossii na rubezhe XV‒XVI vekov: k probleme proiskhozhdeniia shatrovogo zodchestva [Activity of Italian Architects in Russia at the Turn of the 15th‒16th Centuries: To the Problem of the Origin of Tent Roof Architecture]. Rossiia – Zapad – Vostok. Literaturnye i kul’turnye sviazi, 2, 21–31.

Sarre, F., & Herzfeld, E. (1920). Archäologische Reise im Euphrat- und Tigris-Gebiet (Vol. 2). Berlin: D. Reimer.

Sodini, J.-P. (1980). Une iconostase byzantine à Xanthos. In Actes du Colloque sur la Lycie antique (pp. 119‒148). Paris: Librairie d’ Amerique et d’ Orient A. Maisonneuve.

Soykan, N. (2017). Aksaray-Belisirma: Karagedik Kilise. Istanbul: Arkeoloji ve Sanat Yayinlari.

Stephenson, P. (2015). The Serpent Column: A Cultural Biography. Oxford: Oxford University Press.

Strzygowski, J. (1918). Die Baukunst der Armenier und Europa. Vienna: A. Schroll & Company.

Strzygowski, J. (1915). Die sasanidische Kirche und ihre Ausstattung. Monatshefte für Kunstwissenschaft, 8.10, 349‒365.

Temple, Ç. (2014). Konya’da bulunan yivli ve dugum motifli sutunlar. Turkish Studies, 9/10, 1019‒1031.

Thierry, J.-M. (1986–1987). Le couvent Erkan Enkuzik’ en Dersim. Revue des études arméniennes, 20, 381–417.

Thierry, J.-M. (2005). Monuments arméniens de Haute-Arménie. Paris: CNRS Editions.

Thierry, M., & N. (1999). Le cathedrale de T’beti: nouvelles données. Cahiers achéologiques, 47, 77–118.

Thierry, N., & M. (1975). Peintures du Xe siècle en Géorgie Méridionale et leur rapports avec la peinture byzantine d’Asie Mineure. Cahiers archéologiques, 24, 73–113.

Vinogradov, A. Iu. (2018a). Problema fasadnoi polikhromii v Zakavkaz’e i Maloi Azii (X–XI vv): “luchevaia” dekoratsiia i “polosatye” arki [The Problem of Facade Polychromy in the Caucasus and Asia Minor (10th–11th centuries): “Radial” Decoration and Banded Voussoirs]. In O. Nikiforova (Ed.), Rossiia. Gruziia. Khristianskii Vostok. Dukhovnye i kul’turnye sviazi: sbornik statei po materialam V Nauchnykh chtenii, posviashchennykh pamiati D. I. Arsenishvili [Russia. Georgia. Christian East. Spiritual and Cultural Ties: A Collection of Articles Based on the Materials of the V Scientific Readings Dedicated to the Memory of D. I. Arsenishvili] (pp. 77–85). Moscow: Central’nyi muzei drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreja Rubleva.

Vinogradov, A. Iu. (2018b). Srednevizantiiskie traditsii tserkovnogo zodchestva na iuzhnom, vostochnom i severnom beregakh Chernogo moria [Middle Byzantine Traditions of Church Architecture on the Southern, Eastern and Northern Shores of the Black Sea]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 46, 73‒89.

Vinogradov, A. Iu. (2018c). Zarozhdenie i razvitie fenomena nadvratnykh khramov v vizantiiskom mire [The Origin and Development of the Phenomenon of Gate Churches in the Byzantine World]. Vizantiiskii vremennik, 102, 249‒271.

Vinogradov, A. Iu., & Beletskii, D. V. (2015). Tserkovnaia arkhitektura Abkhazii v epokhu Abkhazskogo tsarstva. Konets VIII–X v. [Church Architecture of Abkhazia in the Time of the Abkhazian Kingdom. The Late 8th‒10th Century]. Moscow: Indrik.

Vinogradov, A. Iu., & Elshin, D. D. (2015). Khronologiia kirpichnoi arkhitektury Vaspurakana i Musha: k postanovke problemy [Chronology of Brick Architecture in Vaspurakan: Preliminary Observations]. Arkhitekturnoe nasledstvo, 63, 5‒18.

Vinogradov, A. Iu., & Elshin, D. D. (2016). Srednevizantiiskii khram Uchaiak i nekotorye voprosy stroitel’noi tekhniki v Maloi Azii [The Mid-Byzantine Church in Uchayak and Some Notes on the Building Techniques in Asia Minor]. In Iu. Piatnitskii (Ed.), Belgradskii sbornik (Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha, 80) (pp. 7‒27). St Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Еrmitazha.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2020.48.023

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru