Фигуративные изображения в раннехристианской погребальной живописи Херсонеса

Irina Anatol’evna Zavadskaya

Аннотация


Росписи одиннадцати раннехристианских склепов Херсонеса, воссоздававших картину райского сада, соответствуют традициям позднеантичного искусства. Фигуративные изображения встречаются в них очень редко и не все они были должным образом интерпретированы. Сохранившиеся на стенах трех склепов (1853/1905 г., 1909 г. и в так называемом склепе на земле Н. И. Тура) изображения одиночных мужских фигур имеют важное значение для определения времени и путей проникновения данной художественной традиции в раннехристианский Херсонес. Сравнительный анализ погребальных росписей, происходящих из разных регионов Восточной Римской империи, позволяет определить функциональную нагрузку упомянутых мужских изображений в росписи этих склепов и объяснить их происхождение в раннехристианских погребениях. Судя по сохранившимся фрагментам, все три фигуры юношей похожи между собой по одежде и позе. Вероятно, все они держали в руках горящую свечу, изображение которой сохранилось только в склепе 1909 г. Данные изображения сопоставимы с фигурами слуг из ряда гробниц, обнаруженных на территории Балкан, Малой Азии, Северной Африки и Леванта. Внешне наиболее близкими херсонесским юношам являются образы слуг-мужчин из гробниц на территории Болгарии и Сербии. Приведенные в статье аналогии позволяют интерпретировать фигуры юношей в трех склепах Херсонеса как изображения слуг, образы которых были широко распространены в античном искусстве и использовались также в погребениях христиан до конца IV в. н. э. Появление этих фигур в росписях Херсонеса скорее следует связывать с восточно-балканской художественной традицией.

Ключевые слова


Херсонес Таврический; Восточная Римская империя; Фракия; раннехристианские погребальные росписи; образы слуг

Полный текст:

PDF

Литература


Alföldi-Rosenbaum, E. (1971). Anamur Nekropolü: the Necropolis of Anemurium. Ankara: Türk Tarih Kurumu.

Atanasov, G. (2007). Late Antique Tomb in Durostorum-Silistra and its Master. Pontica, 40, 447–468.

Bianchi-Bandinelli, R. (1970). Rome. La fin de l’art antique. Paris: Gallimard.

Dunbabin, K. M. D. (2003). The Waiting Servant in Later Roman Art. American Journal of Philology, 124, 443–468.

Farmakovsky, B. V. (1903). Zhivopis’ v Palmire [Painting in Palmyra]. Izvestiia Russkogo arkheologicheskogo instituta v Konstantinopole, 8, 172–198.

Filippov, A. E. (2009). Rospisi rannekhristianskikh sklepov Khersonesa Tavricheskogo v kontekste khudozhestvennoi traditsii: sintez s arkhitekturoi, simvolika, liturgicheskaia osnova [Painting of the Early Christian Tombs of Tauric Chersonesos in the Context of Artistic Tradition: Synthesis with Architecture, Symbolism, Liturgical Basis]. In S. A. Belyaev (Ed.), Ocherki po istorii khristianskogo Khersonesa [Essays on the History of Christian Chersonesos] (рр. 193–318). St Petersburg: Aleteia.

Grašar, J. A., Nicolić, E., & Rogić, D. (2013). “Tomb with Cupids” from Viminacium: a Contribution to Research of Construction, Iconography and Style. Starinar, 63, 73–100. https://doi.org/10.2298/STA1363073A

Grašar, J. A., & Tapavički-Ilić, M. (2015). Mural Painting of a Roman Lady from Viminacium: From Roman Matron to the Modern Icon. Retrieved from https://exarc.net/issue-2015-2/int/mural-painting-roman-lady-viminacium-roman-matron-modern-icon

Khrushkova, L. G. (2008). O zhivopisi rannekhristianskikh sklepov v Krymu: sto let posle Mikhaila Ivanovicha Rostovtseva [On the Paintings in Early Christian Tombs in the Crimea: One Hundred Years after Mikhail Rostovtsev]. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha, 42, 121–132.

Kostsiushko-Valiuzhinich, K. K. (1907). Otchet o raskopkakh v Khersonese Tavricheskom v 1905 g. [Report on Excavations in Tauric Chersonesos in 1905]. Izvestiia Imperatorskoi Arkheologicheskoi komissii, 25, 67–165.

Marki, E. (2006). He nekropole tes Tkhessalonikes stus husteroromaikus kai palyaiokhristianikus khronus (mesa tu 3u eos mesa tu 8u ai. m.kh.) [The Necropolis of Thessaloniki in the Late Roman and Early Christian Periods (from the Middle of the Third Century to the Middle of the Eight Century AD)]. Athens: Tameio Archaiologikwn Porwn kai Apallotriwsewn.

Michaeli, T. (1998). The Pictorial Program of the Tomb near Kibbutz Or-ha-Ner in Israel. Assaph Studies in Art History, 3, 37–76.

Michaeli, T. (2001). The Iconographic Programme and Symbolism of the Tomb of the Nymphs at Ashkelon. In La Peinture Funéraire Antique IVe siècle av. J.-C. – IVe siècle ap. J.-C. Actes du VIIe Colloque de l’Association Internationale pour la Peinture Mural Antique (6–10 Octobre 1998, Saint-Romain-en-Gal – Vienne) (pp. 163–170). Paris: Edition Errance.

Michaeli, T. (2007). Funerary Lights in Painted Tombs in Israel: from Paganism to Christianity. Actas del IX Congreso Internacional de la Association Internationale pour la Peinture Murale Antique. Zaragoza – Calatayud, 21–25 septiembre 2004 (pp. 203–208). Zaragoza; Lausanne: Edición científica de Carmen Guiral Pelegrín.

Miyatev, K. (1925). Dekorativnata zhivopis na Sofiyskiya nekropol [Decorative Painting of the Sofia Necropolis]. Sofia: Pridvorna pechatnitsa.

Pechenkin, N. (1912). Rospis’ khristianskoi katakomby, nakhodiashcheisia bliz Khersonesa na zemle N. I. Tura [The Painting of a Christian Catacomb Located Near Chersonesos, on the Property of N. I. Tur]. Izvestiia Tavricheskoi uchenoi arkhivnoi komissii, 48, 145–149.

Pillinger, R., Popova V., & Zimmermann, B. (Eds.). (1999). Corpus der Spätantiken und Frühchristlichen Wandmalereien Bulgariens. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften.

Popović, I. (2011). Wall Painting of Late Antique Tombs in Sirmium and its Vicinity. Starinar, 61, 223–249.

Rishnyak, O., Sadova, O., Turovsky, E., & Filippenko, A. (2012). Nekropol’ Khersonesa Tavrіyskogo. Novі storіnky v іstorіi’ doslіdzhen’ [Necropolis of Chersonesos Tauric. New Pages in the History of Research]. Lviv: [s. n.].

Rostovtsev, M. I. (1913). Antichnaia dekorativnaia zhivopis’ na iuge Rossii. Atlas [Antique Decorative Painting in the South of Russia. Atlas]. St Petersburg: Izdanie Imperatorskoi Arkheologicheskoi komissii.

Rostovtsev, M. I. (1914). Antichnaia dekorativnaia zhivopis’ na iuge Rossii. T. 1: Opisanie i issledovanie pamiatnikov [Antique Decorative Painting in the South of Russia. Text. Vol. 1: Description and Researches of the Monuments]. St Petersburg: Izdanie Imperatorskoi Arkheologicheskoi komissii.

Skubetov, M. I. (1907). Proekt restavratsii fresok v sklepe No 2114 [Restoration Project of Frescoes in the Tomb No 2114]. Izvestiia Imperatorskoi Arkheologicheskoi komissii, 25, 168–169.

Skubetov, M. I. (1916). Drevnekhristianskii familnyi sklep IV v. s freskovoi dekorativnoi rospisiu bliz Khersonesa (na zemle N. I. Tura), okonchatel’no do-sledovannyi v noiabre 1912 g. [An Ancient Christian Family Tomb of the Fourth Century with Decorative Fresco Painting near Chersonesos (on the Property of N. I. Tur) Studied in November 1912]. Izvestiia Tavricheskoi uchenoi arkhivnoi komissii, 53, 177–189.

Sorochan, S. B. (2005). Vizantiiskii Kherson (vtoraia polovina VI – pervaia polovina X vv.). Ocherki istorii i kul’tury [Byzantine Cherson (Second Half of the Sixth to the First Half of the Tenth Century). Essays on the History and Culture]. Kharkov: Maidan Publ.

Stupko, M. V., Turovsky, E. Ya., & Filippenko, A. A. (2007). O sud’bakh raspisnykh sklepov pervykh khristian Khersonesa [On the Fate of the Painted Tombs of the First Christians of Chersonesos]. Sacrum et Profanum III. Nebesnye patrony i zemnye sluzhiteli kulta [Sacrum et Profanum III. Heavenly Patrons and Earthly Ministers of Religion] (pp. 189–192). Sevastopol: Maksim.

Valeva, J. (2001). La peinture funéraire dans les provincesorientales de l’Empire Romain dans l’Antiquité tardive. Hortus Artium Medievaliu, 7, 167–208.

Zavadskaya, I. A. (2005). Dekorativno-simvolicheskaia sistema rospisi khersonesskikh khristianskikh sklepov: problemy khronologii i genezisa [Decorative–Symbolic System of Painting in Chersonesos Christian Tombs: Aspects of Chronology and Genesis]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 11, 258–288.

Zavadskaya, I. А. (2021). O proiskhozhdenii rannekhristianskikh rospisei v sklepakh Khersonesa [On the Origin of the Early Christian Paintings in Chersonesos Tombs]. Vestnik drevney istorii, 81 (2), 439–462. https://doi.org/10.31857/S032103910010623-8

Zubar, V. M., & Khvorostianyi, A. I. (2000). Ot iazychestva k khristianstvu. Nachalnyi etap proniknoveniia i utverzhdeniia khristianstva na iuge Ukrainy (vtoraia polovina III – pervaia polovina VI v.) [From Paganism to Christianity. The Initial Stage of Penetration and Confirmation of Christianity in the South of Ukraine (the Second Half of the Third – the First Half of the Sixth Centuries)]. Kiev: Institut arkheologii Natsional’noi Akademii nauk Ukrainy.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2021.49.003

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru