Визуализация образа Нила: культурногеографическая среда Нильских сцен эпохи Юлиев-Клавдиев

Mark Sergeevich Chistalev

Аннотация


Тема межкультурного диалога Египта и Рима рассматривается в статье на примере исследования образа Нила, получившего свое визуальное воплощение в Нильских сценах. Географические рамки исследования были ограничены территорией Италии, так как этот регион наиболее точно отражает именно римское восприятие египетской культуры и наименее зависим от исторических предубеждений жителей других провинций, входивших в состав Римской империи. Подчеркивается, что специфика Нильских сцен заключается в том, что в их основе лежит не набор заранее предопределенных иллюстраций повседневной жизни египтян, а стилистический образ, который объединяет тематика Нильского разлива. В то же время рассмотренные Нильские сцены имеют несколько общих черт. Во-первых, обязательно присутствует изображение водной стихии, которая в большинстве случаев достаточно точно идентифицируется как речная долина. Во-вторых, имеется характерная для Нила флора и фауна. В-третьих, часто встречаются изображения речных судов: от одноместных тростниковых челноков до судов с палубными надстройками и экипажем из нескольких человек. Наконец, в‑четвертых, жители долины Нила представлены в образе карликов. Автор приходит к выводу, что политическая составляющая, которая должна была напоминать о событиях конца I в. до н. э., воплотилась в особых способах художественного выражения египетских реалий, в частности в появлении в Нильских сценах карликов. В определенных случаях политический контекст мог быть выделен и с помощью цвета, как, например, на фресках из кубикулы Дома Ливии на Палатине, где желтое обрамление символизирует времена Золотого века и славы Августа, напоминая о его победе над Египтом. В целом, проведенное исследование позволяет утверждать, что образ Нила, начиная с правления Юлиев-­Клавдиев постепенно становится вовлеченным в процесс трансформации топосов египетской цивилизации в символы новой римской имперской культуры. Египет становится частью римского мира, и империя принимает и приспосабливает культурное разнообразие новой провинции.

Ключевые слова


Древний Рим; правление Юлиев-Клавдиев; Египет; Нильские сцены; римская имперская культура; восприятие иной культуры

Полный текст:

PDF

Литература


Amici, C. M., & Cancellieri, M. (1993). Parco Archeologico Privernum: Prima campagna di scavo. Archeologia Laziale, 11, 325–333.

Barrett, C. E. (2019). Domesticating Empire: Egyptian Landscapes in Pompeian Gardens. Oxford: Oxford University Press.

Chistalev, M. S. (2019). Egipet i Rim [Egypt and Rome]. Moscow: Veche.

Chistalev, M. S. (2020). Ne populus post te Nilum Romanus amaret: o politicheskoi podopleke vospriiatiia obraza Nila v rimskoi literature epokhi Iuliev-­Klavdiev [Ne populus post te Nilum Romanus amaret: About the Political Background of the Perception of the Image of the Nile in Roman Literature of the Julio-­Claudian Epoch]. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 5, 76–89.

Clarke, J. R. (1991). The House of Roman Italy 100 B.C. – A.D. 250: Ritual, Space, and Decoration. Berkeley: University of California Press.

De Vos, A., & De Vos, M. (1988). Pompei, Ercolano, Stabia. Roma: Laterza.

De Vos, M. (1986). Pavone e poeta: Due frammenti di pittura parietale dell’Esquilino. In M. Bertoletti, E. La Rocca, & M. Cima (Eds.), Le tranquille dimore degli dei. La residenza imperiale degli Horti Lamiani (pp. 67–75). Venezia: Marsilio.

Dunbabin, K. M. (1999). Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge: Cambridge University Press.

Erhardt, W. (1998). Casa di Paquius Proculus. Munich: Hirmer Verlag GmbH.

Etienne, M. (2003). Queen, Harlot or Lecherous Goddess? An Egyptological Approach to Roman Propaganda Images. In S. Walker, & S. A. Ashton (Eds.), Cleopatra Reassessed (pp. 97–100). London: British Museum.

Frova, A. (1986). Pittura romana nella Venetia et Histria. Antichità Altoadriatiche, 28, 203–228.

Golda, T. M. (1997). Puteale und verwandte Monumente: Eine Studie zum römischen Ausstattungsluxus. Mainz: Von Zabern.

Keppie, L. J. F. (2009). The Romans on the Bay of Naples: An Archaeological Guide. Stroud: History Press.

King, R. J. (1997). Dancers in the colombarium of the Villa Doria Pamphili. In D. S. Corlàita (Ed.), I temi figurativi nella pittura parietale antica: (IV sec. a. C. – IV sec. d. C.): atti del VI Convegno internazionale sulla pittura parietale antica: Bologna, 20–23 settembre 1995 (pp. 77–80). Imola: University Press Bologna.

Lancha, J. (1980). Deux fragments d’une frise nilotique inédite au Musée national de Naples. Les Mélanges de l’École française de Rome – Antiquité, 92(1), 249–276.

Malaise, M. (1972). Inventaire préliminare des documents égyptiens découverts en Italie. Leiden: Brill.

Meyboom, P. G. P. (1995). The Nile Mosaic of Palestrina: Early Evidence of Egyptian Religion in Italy. Leiden: Brill.

Meyboom, P. G. P., & Versluys, M. J. (2007). The Meaning of Dwarfs in Nilotic Scenes. In L. Bricault, M. J. Versluys, & P. G. P. Meyboom (Eds.), Nile into Tiber. Egypt in the Roman World (pp. 170–208). Leiden: Brill.

Roullet, A. (1972). The Egyptian and Egyptianizing Monuments of Imperial Rome. Leiden: Brill.

Schefold, K. (1957). Die Wände Pompejis. Topographisches Verzeichnis der Bildmotive. Berlin: de Gruyter.

Sommella, A. M., & Salvetti C. (1994). Antiquarium comunale: storia di un museo romano e delle sue raccolte archeologiche. Roma: Palombi Editori.

Tybout, R. (2003). Dwarfs in Discourse: The Functions of Nilotic Scenes and Other Roman Aegyptiaca. Journal of Roman Archaeology, 16, 505–516.

Versluys, M. J. (2002). Aegyptiaca Romana: Nilotic Scenes and the Roman Views of Egypt. Leiden: Brill.

Vidman, L. (1981). Isis und Sarapis. In M. Vermaseren (Ed.), Die orientalischen Religionen im Römerreich (pp. 121–156). Leiden: Brill.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2022.50.001

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru