ISSN: 0320-4472 (Print)
ISSN: 2687-0398 (Online)
Статья посвящена осмыслению Феодором Метохитом (главным образом, на материале гл. 40 «Памятных записок») феномена монастыря и монастырской жизни в сопоставлении с текстами его предшественников по жанру экфрасиса (таких, как Михаил Ритор). Соответствующее описание и «концептуальный портрет» монастыря как института и монаха как подвижника у Метохита продолжают давнюю позднеиудейскую и христианскую традицию осмысления Храма (сначала Соломона, а затем – и всякого христианского храма, но в первую очередь, Св. Софии Константинопольской) как: а) средоточия жизни для верующих; б) вместообразного (т. е. особого освященного образа) Небесного Храма – Нового Иерусалима, эсхатологическое пришествие которого, согласно Новому Завету, увидят праведные в Царстве Небесном. Для Метохита монастырь и есть духовное и наглядно-образное претворение Царствия Божия на земле, исполненное лучезарности и блеска сакральное пространство. В его описании, противопоставляемом суете «мирового театра», проступают черты иеротопичности. Само описание выдержано в жанре экфрасиса, но в нем проступают черты и других жанров (философско-богословского эссе, треноса). Ныне, сетует Метохит (и соответствующую топику подхватывает столетием спустя Иосиф Вриенний), монастыри и церкви разорены, все великолепие осталось в былом. Сами места, где мы живем, раньше обладавшие монастырями, осиротели. Также для Метохита характерны аллюзии на Псевдо-Дионисия Ареопагита. Трактат Метохита позволяет поддержать новейшие представления византинистов о том, что византийские интеллектуалы обладали творческой свободой и изрядным воображением, позволявшим им конструировать собственные виртуальные миры и привлекать к ним внимание заинтересованного читателя.
Alekseienko, N. A. (2007). Pechat’ Mitrofana Smirnskogo iz Khersona: ssyl’nyi mitropolit v Tavrike [The Seal of Metrophanes of Smyrna from Kherson: The Exiled Metropolitan in Taurica]. In N. А. Alekseienko (Ed.), Sacrum et Profanum (Vol. 3: Nebesnye patrony i zemnye sluzhiteli kul’ta [The Heavenly Patrons and the Earthly Worshippers], pp. 11–16). Sevastopol: Маxim.
Allison, D. C. Jr. (2019). 4 Baruch. Paraleipomena Jeremiou [Commentaries on Early Jewish Literature]. Berlin; Boston: Walter de Gruyter.
Averintsev, S. S. (1976). Sud’by evropeiskoi kul’turnoi traditsii v epokhu perekhoda ot antichnosti k Srednevekov’iu [The Fate of the European Cultural Tradition during the Transition Period from Antiquity to the Middle Ages]. In V. А. Karpushin (Ed.), Iz istorii kul’tury srednikh vekov i Vozrozhdeniia [Essays on the Medieval and Renaissance Cultural History] (pp. 17–64). Мoscow: Naukа.
Beck, H.-G. (1952). Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München: C. H. Beck.
Bekker, I. (Ed.). (1838). Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus. Bonnae: E. Weber.
Bell, A. J. E. (1994). Spectacular Power in the Ancient City (PhD Dissertation). Stanford University.
Bellini, E. (1980). Teologia e teurgia in Dionigi Areopagita. Vetera Christianorum, 17, 199–216.
Benevich, G. I. (2013). Kratkaia istoriia promysla ot Platona do Maksima Ispovednika [A Concise History of Providence from Plato to Maximus the Confessor]. St Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi Khristianskoi gumanitarnoi akademii.
Boissonade, J. F. (Ed.). (1846). Choricii Gazaei Logos deuteros eis Markianon Gazes episkopon [The Second Oration on Marcianus, Bishop of Gaza]. In J. F. Boissonade (Ed.), Choricii Gazaei Orationes, declamationes, fragmenta. Insunt ineditae orationes duae (pp. 105–125). Paris: Apud Dumont, bibliopolam à l’institut.
Dagron, G. (2007). Décrire et peindre. Essai sur le portrait iconique. 68 illustrations. Paris: Gallimard.
Dillon, J. (2018). Prayer and Contemplation in the Neoplatonic and Sufi Traditions. In E. Pachoumi, & M. Edwards (Eds.), Prayer and Contemplating in Late Antiquity. Religious and Philosophical Interactions (pp. 7–22). Tübingen: Mohr Siebeck.
Dragalina-Chjornaya, E. G. (2015). Neformal’nye zametki o logicheskoi forme [Informal Essays on the Logical Form]. St Petersburg: Аleteia.
Florensky, P. A., priest (1990). Stolp i utverzhdenie Istiny [The Pillar and Foundation of the Truth]. In P. A. Florensky, Works (Vol. 1). Мoscow: Pravda.
Gielen, E., & Van Deun, P. (2015). The Invocation of the Archangels Michael and Gabriel Attributed to Metrophanes, Metropolitan of Smyrna (BHG 1292). Byzantinische Zeitschrift, 108(2), 653–671.
S. Gregorii Theologi. Oratio XVIII. Funebris oratio in patrem, praesente Basilio (1857). In J.-P. Migne (Ed.), Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca (Vol. 35, col. 985A–1044A). Paris: Imprimerie Catholique.
Heil, G., & Ritter, A. M. (Eds.). (1991). Corpus Dionysiacum (Vol. 2). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
Hult, K. (Ed.). (2002). Theodore Metochites on Ancient Authors and Philosophy. Semeioseis gnomikai 1–26 & 71. Göteborg: Acta Universitatis Gothoburgensis.
Hult, K. (Ed.) (2016). Theodore Metochites on the Human Condition and the Decline of Rome. Semeioseis gnomikai 27–60. Göteborg: Responstryck.
Hunger, H., Kresten, O., Kislinger, E., & Cupane, C. (Eds.). (1995). Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. 2. Teil. Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1337–1350. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.
Josephi Bryennii, Oratio III. Dicta eodem palatio, durante eadem Bonum Veneris die… (1990). In E. Boulgaris (Ed.), Iosef monakhou tou Bryenniou Ta heurethenta [The Complete Works of the Monk Joseph Bryennios] (Vol. 2, pp. 200–221). Thessalonica: The Basil Rigopoulos Publishing House.
Kermanidis, M. (2020). Episteme und Ästhetik der Raummodelierung in Literatur und Kunst des Theodoros Metochites. Ein frühpalaiologischer Byzantiner im Bezug zur Frühen Neuzeit. Berlin; Boston: Walter de Gruyter.
Kermanidis, M. (2022). Allegorie und Lob der Physik. Das Proömium der Paraphrase des Theodoros Metochites zu naturwissenschaftlichen Schriften des Aristoteles. Byzantinische Zeitschrift, 115(1), 143–184.
Koder, J., & Paramelle, J. (Eds.). (1969). Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes 1–15 (Vol. 1). Paris: Les Éditions du Cerf.
Lampe, G. W. H. (Ed.). (1961). A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press.
Lidov, А. М. (2009). Sviatoi Lik – Sviatoe Pis’mo – Sviatye Vrata. Obraz-paradigma “blagoslovennogo grada” v khristianskoi ierotopii [The Holy Face – The Holy Scripture – The Holy Gates. The Image-Paradigm of “Blessed City” in the Christian Hierotopy]. In А. М. Lidov (Ed.), Ierotopiia. Prostranstvennye ikony i obrazy-paradigmy v vizantiiskoi kul’ture [Hierotopy. Spatial Icons and Image-Paradigms in the Byzantine Culture] (pp. 133–159). Мoscow: Dizain. Informatsiia. Kartografiia.
Lourié, B. (2018). A Logical Scheme and Paraconsistent Topological Separation in Byzantium: Inter-Trinitarian Relations according to Hieromonk Hierotheos and Joseph Bryennios. In D. Bertini, & D. Migliorini (Eds.), Relations. Ontology and Philosophy of Religion (pp. 283–299). Sesto San Giovanni (Milano): Mimesis International.
Macrides, R., & Magdalino, P. (1988). The Architecture of Ekphrasis: Construction and Context of Paul the Silentiary’s Poem on Hagia Sophia. Byzantine and Modern Greek Studies, 12, 47–82.
Makarov, D. I. (2002). O znachenii slova “kosmos” v gomiliiakh sv. Grigoriia Palamy [On the Meaning of the Term Cosmos in the Homilies of St Gregory Palamas]. Mir Pravoslaviia, 4, 131–140.
Makarov, D. I. (2019). An Irreproachable Dogmatics? Plotinus, Theodore Metochites and the Sixth Chapter of the Letter On Education. Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography, 15, 211–217.
Makarov, D. I. (Ed.). (2020). Feodor Мetohit. Slovo o nravstvennykh problemakh, ili Оb obrazovannosti [Theodore Metochites. On Morals, or On Education: Russian translation by D. I. Makarov]. St Petersburg: Dmitrii Bulanin.
Makarov, D. I. (2021). Elementy teorii kommunikatsii v “Pamitnykh zapiskakh” Feodora Metohita (glavy 1–26; 71) [Some Elements of Communication Theory in Theodore Metochites’ Sententious Notes (Chs. 1–26 & 71)]. Antichnaya drevnostʾ i srednie veka, 49, 254–276. https://doi.org/10.15826/adsv.2021.49.017
Makarov, D. I. (2022). O nekotorykh chertakh ponimaniia prirody u Feodora Metohita i Al’berta Velikogo: k voprosu ob elementakh sholastiki v vizantiiskoi mysli [On Some Traits of Theodore Metochites’ and Albert the Great’s Understanding of Nature: A Contribution to the Problem of the Scholastic Elements in the Byzantine Thought]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 1(37), 24–30.
Mango, C. (1975). Byzantine Literature as a Distorting Mirror. Oxford: Clarendon Press.
Mango, C., & Parker, J. (1960). A Twelfth-Century Description of St. Sophia. Dumbarton Oaks Papers, 14, 233–245.
Mercati, S. G. (1929–1930). Inno anacreontico alla SS. Trinità di Metrofane arcivescovo di Smirne. Byzantinische Zeitschrift, 30, 54–60.
Neirynck, S., & Van Deun, P. (2019). Est-ce qu’on a découvert la profession de foi de Métrophane de Smyrne? In B. Roosen, & P. Van Deun (Eds.), The Literary Legacy of Byzantium. Editions, Translations and Studies in Honour of J. A. Munitiz SJ (pp. 321–332). Turnhout: Brepols.
Okhotsimsky, A. D. (2019). Rozhdenie ierotopii iz smyslov ikony [The Birth of Hierotopy from the Meanings of the Icon]. In M. Bacci, & E. Bogdanović (Eds.), Prostranstvo ikony. Ikonografiia i ierotopiia. K 60‑letiiu A. M. Lidova [The Icon Space. Its Iconography and Hierotopy. To the 60th Anniversary of A. M. Lidov] (pp. 22–40). Мoscow: Theoria.
Palmer, A., & Rodley, L. (1988). The Inauguration Anthem of Hagia Sophia in Edessa. Byzantine and Modern Greek Studies, 12, 117–167.
Polemis, I. D. (Ed.). (1995). Theodoros Metochites. Ethikos i peri paideias [Theodore Metochites. On Morals, or On Education]. Athens: Kanake.
Polemis, I. (2021). Theodore Metochites (1270–1332) on Constantinople (Excerpts from Byzantios). In F. Spingou (Ed.), Sources for Byzantine Art History. Vol. 3: The Visual Culture of Late Byzantium (c. 1081‑c. 1350) (Pt. 1, pp. 894–905, 1001–1013). Cambridge; New York: Cambridge University Press.
Prokhorov, G. М. (Ed.). (2002). Dionisii Areopagit. Sochineniia; Maksim Ispovednik. Tolkovaniia [Dionysius the Areopagite. Works; Maximus the Confessor. Commentary]. St Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko.
Sidorov, A. I., & Przhegorlinsky, A. (Eds.). (2018). Sv. Feolipt Filadel’fiiskii. Asketicheskie tvoreniia. Poslaniia [St Theoleptos of Philadelpheia. The Monastic Discourses. Letters]. Мoscow: Sibirskaia Blagozvonnitsa.
Sinkewicz, R. E. (Ed.). (1992). Theoleptos of Philadelpheia. The Monastic Discourses. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies.
Smetanin, V. А. (1990). Vospriiatie obshhestvennykh problem ortodoksal’no-pravoslavnym myslitelem (Iosif Vriennii) [Social Problems as Seen by an Orthodox Thinker (Joseph Bryennios)]. Antichnaya drevnostʾ i srednie veka, 25, 136–150.
Suchla, B. R. (Ed.). (1990). Corpus Dionysiacum (Vol. 1). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
Thurn, I. (Ed.). (1973). Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum. Berlin; New York: Walter de Gruyter.
Tou autou hagiotatou Photiou… homilia retheisa hos en ekfrasei tou en basileiois perionymou naou [Of the Same Most Holy Photios… a Homily Pronounced, as if in the Ekphrastic Manner, about that Famous Temple Which Was Situated in the Emperor’s Palace] (1900). In S. Aristarchou (Ed.), Tou en hagiois patros hemon Fotiou… Logoi kai homiliai ogdoekonta treis [Photios, our Father among the Saints, Eighty-Three Treatises and Homilies] (Vol. 2, pp. 428–439). Constantinople: The Annuaire Oriental & Printing Co. Ltd.
Van den Daele, A., S. J. (1941). Indices pseudo-Dionysiani. Leuven: Universiteitsbibliotheek.
Webb, R. (1999). The Aesthetics of Sacred Space: Narrative, Metaphor, and Motion in Ekphraseis of Church Buildings. Dumbarton Oaks Papers, 53, 59–74.
Wulff, O. (1929–1930). Das Raumerlebnis des Naos im Spiegel der Ekphrasis. Byzantinische Zeitschrift, 30, 531–539.
Xenophontos, S. (2021). Exploring Emotions in Late Byzantium: Theodore Metochites on Affectivity. Byzantion, 91, 423–463.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
E-mail: adsv-press@yandex.ru