Османское присутствие в Фессалонике в 1387–1402 гг. в оценках поздневизантийских интеллектуалов

Natal’ia Eduardovna Zhigalova

Аннотация


Cтатья посвящена изучению взглядов поздневизантийских писателей на проблему османского присутствия в Фессалонике в 1387–1402 гг. По материалам произведений архиепископов города Исидора Главы (1380–1396) и Симеона (1416/17–1429), а также наместника Фессалоники в 1382–1387 гг. Мануила Палеолога анализируются обстоятельства, предшествовавшие сдаче города османам, а также причины, приведшие к передаче Фессалоники под власть турок. В ходе исследования установлено, что отсутствие помощи из Константинополя, тяготы осады (1383–1387), а также бегство из города деспота Мануила и архиепископа Исидора Главы привели к добровольной сдаче Фессалоники туркам. В административном смысле в городе не произошло значительных изменений, и городской совет продолжал функционировать. Однако вопреки соглашению, предоставлявшему христианскому населению Фессалоники ряд налоговых льгот и религиозную
неприкосновенность, многие храмы в городе подверглись разграблению, а горожане вскоре лишились обещанных ранее налоговых привилегий и были обязаны уплачивать «налог кровью», т. е. участвовать в системе девширме.
Архиепископы, стремясь отвратить свою паству от сотрудничества с османскими завоевателями, в своих проповедях призывали горожан избегать контактов с турками и осуждали заключаемые в Фессалонике браки с мусульманами, угрожавшие, по их мнению, религиозной идентичности ромеев. Однако в условиях, когда Фессалоника находилась под властью османов, а близлежащие земли активно осваивали турецкие переселенцы, с которыми необходимо было взаимодействовать, увещевания церковных иерархов не находили отклика у населения, желавшего спокойной
и мирной жизни.


Ключевые слова


Поздняя Византия; Фессалоника; Мануил II Палеолог; Исидор Глава; Симеон Фессалоникийский; османы; османские завоевания

Полный текст:

PDF

Литература


Argyriou, A. (2007). Attitude de quelques intellectuels de Thessalonique face à l’Islam. Byzantinische Forschungen, 29, 15–32.

Balfour, D. (Ed.). (1979). Logos is tov en agiois megiston atlitin ke miroblitin Dimitrion en istorias tipo ta veosti avtu gegonota diigumenos tavmata [A Story Relating to the Greatest Martyr among the Saints, the Myrrh-­Streaming Demetrios, in the Form of a Story Telling of the Last of His Miracles that Took Place]. In D. Balfour (Ed.), Politico-­Historical Works of Symeon Archbishop of Thessalonica (1416/17 to 1429) (pp. 39–69). Wien: Verlag der Österreichischen Academie der Wissenschaften.

Brauning, R. (1999). Fessalonika: unikal’nyi gorod? [Thessalonica: A Unique City?]. In B. N. Florya (Ed.), GENNADIOS. K 70‑letiiu ak. G. G. Litavrina [GENNADIOS: To the 70th Anniversary of the Academician G. G. Litavrin] (pp. 23–38). Moscow: Indrik.

Dennis, G. T. (1960). The Reign of Manuel II Palaeologus in Thessalonica, 1382–1387. Roma: Pont. Institutum Orienatalium Studiorum.

Dennis, G. T. (1964). The Second Turkish Capture of Thessalonica: 1391, 1394 or 1430? Byzantinische Zeitschrift, 57(1), 53–61.

Dennis, G. T. (2003). The Late Byzantine Metropolitans of Thessalonike. Dumbarton Oaks Papers, 57, 255–264.

Dimitriades, V. (1991). Byzantine and Ottoman Thessaloniki. Byzantinische Forschungen, 16, 265–273.

Grecu, B. (Ed.). (1958). Duca Historia Turcobyzantina (1341–1462). Bucharest: Editura Academiei Republicii Populare Romine.

Hero, A. C. (1967). Five Homilies of Isidore, Archbishop of Thessalonica: Edition, Translation, and Commentary (M. A. Thesis). New York: Columbia University.

Hero, A. C. (1993). The First Byzantine Eyewitness Account of the Ottoman Institution of Devşirme. The Homily of Isidore of Thessalonike Concerning the “Seizure of the Children”. In J. S. Langdon, & S. V. Reinert (Eds.), TO ELLENIKON: Studies in Honor of Speros Vryonis, Jr. (Vol. I, pp. 135–143). New Rochelle: Aristide de Caratzas Publisher.

Kushch, T. V. (2008). Chuma v pozdnei Vizantii [Plague in Late Byzantium]. Vizantiiskii vremennik, 67(92), 38–56.

Kushch, T. V. (2013). Na zakate imperii: intellektual’naia sreda pozdnei Vizantii [At the Sunset of Empire: The Intellectual Milieu of Late Byzantium]. Ekaterinburg: Ural University Press.

Kushch, T. V. (2018). Vlast’ i obshchestvo v usloviiakh turetskoi osady vizantiiskoi Fessaloniki (1383–1387 gg.) [Power and Society under the Turkish Siege of Byzantine Thessalonike (1383–1387)]. Elektronnyi nauchno-­obrazovatel’nyi zhurnal “Istoriya”, 9, 10 (74). URL: https://history.jes.su/s207987840002449-2-1

Kushch, T. V. (2020). Kollektivnye strakhi i obshchestvennye nastroeniia v vizantiiskikh gorodakh perioda turetskikh osad [Collective Fears and Public Moods in the Byzantine Cities during the Ottoman Sieges]. Istoriya – Elektronnyi nauchno-­obrazovatelnyi zhurnal, 11, 4 (90). Retrieved from https://history.jes.su/s207987840009707-6-1

Lampros, S. P. (Ed.). (1912). Isidoru episkopu Tessalonikis okto epistole anecdote [Eight Letters of Isidore, Bishop of Thessaloniki]. Neos Ellenomnemon, 9, 343–414.

Laourdas, V. (Ed.). (1953). Isidoru Archiepiskopu Thessalonikis homilia peri tis apagis ton pedon ke peri tis mellusis kriseos [Archbishop Isidore of Thessaloniki’s Homily on Child Abduction and Coming Crises]. In I. T. Kakridis (Ed.), Prosfora is Stilpona P. Kiriakidin: Epi ti Ikosipentaetiridi tis Kathiesias Avtu (1926–1951) [Offering to Stilpon P. Kyriakidis: In the Twenty-­Five Years of His Presidency] (pp. 389–398). Thessaloniki: Eteria Makedonikon Spudon.

Laourdas, V. (Ed.). (1955). O Simbulevtikon pros tus Tessalonikis [Exhortation to the Thessalonians]. Makedonika, 3, 290–307.

Ménage, V. L. (1966). Some Notes on the “Devshirme”. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 29(1), 64–78.

Meyendorff, J. (1964). Byzantine Views of Islam. Dumbarton Oaks Papers, 18, 115–132.

Necipoğlu, N. (2009). Byzantium between the Ottomans and the Latins: Politics and Society in the Late Empire. Cambridge: Cambridge University Press.

Palmer, J. A. B. (1953). The Origin of the Janissaries. Bulletin of the John Rylands Library, 35(2), 448–481.

Pinto, E. (Ed.). (1977). Giovanni Cananos. L’assedo di Constantinopoli. Messina: EDAS.

Rakintzakis, G. M. (1975). Orthodox-­Muslim Mixed Marriages ca. 1297–1453 (M. A. Thesis). Birmingham: University of Birmingham.

Schopen, L., & Bekker, I. (Eds.). (1830). Nicephori Gregorae Byzantina historia (Vol. 2). Bonn: Impensis Ed. Weberi.

Tsaras, G. (1958). Ioannu Anagnostu diigisis peri tis telefteas aloseos tis Fessalonikis [The Story of John Anagnostes about the Last Capture of Thessalonica]. In G. Tsaras (Ed.), Ioannu Anagnostu diigisis peri tis telefteas aloseos tis Fessalonikis. Monodia epi ti alosi tis Fessalyonikis. Isagogi – kimeno – metafrasi – scholia [The Story of the Last Capture of Thessalonica. Monody on the Fall of Thessalonica. Introduction – Text – Translation – Comments] (pp. 1–69). Thessaloniki: [s. n.].

Vryonis, S. (1956). Isidore Glabas and the Turkish Devshirme. Speculum, 31(3), 433–443.

Vryonis, S. (1986). The Ottoman Conquest of Thessaloniki in 1430. In A. Bryer, & H. Lowry (Eds.), Continuity and Change in Late Byzantine and Early Ottoman Society (pp. 281–321). Birmingham: Centre for Byzantine Studies and Modern Greek.

Zhigalova, N. E. (2015). Konformizm grekov v usloviiakh turetskoi ekspansii: vzgliad pozdnevizantiiskikh pisatelei [Greek Conformism under Turkish Expansion: Late Byzantine Writers’ View]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 4 (145), 116–124.

Zhigalova, N. E. (2020). Sotsial’nye protivorechiia v Fessalonike v period osmanskoi osady 1422–1430 gg. [Social Contradictions in Thessalonike during the Ottoman Siege of 1422–1430]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 22, 4 (202), 112–125. https://doi.org/10.15826.izv2.2020.22.4.066




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2022.50.020

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru