Римская Церковь и осуждение Нестория Константинопольского в ходе III Вселенского собора

Mikhail Viacheslavovich Gratsianskiy

Аннотация


В статье рассматриваются церковно-политические процессы в ходе первого этапа III Вселенского собора в Эфесе в конце июня – начале июля 431 г., завершившегося соборным осуждением патриарха Нестория Константинопольского. На основе сравнительно-критического анализа актов III Вселенского собора изучается роль в этом процессе папы Целестина I, отправившего на Собор своих легатов. В работе исследуются акты, посвященные соборным заседаниям 10–11 июля 431 г. и отражающие участие прибывших римских легатов в работе Собора. Специальному анализу подвергнуты документы, представленные папскими представителями, – личное послание папы Целестина Собору и инструкции, данные им легатам. Внимание уделяется анализу высказываний легатов в ходе заседаний, поскольку они имеют важное идейное содержание, отражающее видение «апостольским престолом» своего места среди поместных Церквей и пределов папской юрисдикции. Изучаются и описываются процедурные моменты, связанные с принятием Собором как самих папских легатов, так и озвученной ими позиции римского престола относительно вопроса осуждения Нестория. Изучается и реакция на заявления легатов участников Собора, в том числе его председателя – Кирилла Александрийского и других первенствующих епископов. Автор приходит к выводу, что, несмотря на озвученные легатами декларации папского первенства и главенства в вопросах церковного суда, Собор не признал папского лидерства и посредством ряда процедурных мер, а также в своем конечном коммюнике продемонстрировал равное положение римского епископа среди других епископов Римской империи, представленных на Соборе.


Ключевые слова


III Вселенский собор; папа Целестин I; Несторий Константинопольский; Кирилл Александрийский; император Феодосий II; церковное судопроизводство

Полный текст:

PDF

Литература


Amann, E. (1950). L’affaire Nestorius vue de Rome (fin). Revue des sciences religieuses, 24(3–4), 235–265.

Camelot, P.-Th. (1962). Éphèse et Chalcédoine. Paris: Éditions de l’Orante.

Caspar, E. (1930) Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft (Vol. 1). Tübingen: Verlag von J.C.Β. Μοhr (Ρaul Siebeck).

De Vries, W. (1970). Die Struktur der Kirche gemäss dem Konzil von Ephesos (431). Annuarium Historiae Conciliorum, 2(1), 22–55.

Denziger, H. (2009). Enchiridion symbolorum definitionum et declarartionum de rebus fidei et morum. Kompendium der Glaubensbekenntnisse und kirchlichen Lehrentscheidungen. Freiburg; Basel; Wien: Herder.

Gratsianskiy, M. V. (2021). Rimskie episkopy i razvitie tserkovno-administra- tivnykh struktur “sverkhprovintsial’nogo” urovnia v nachale V v. [The Roman Bishops and the Development of Church-Administrative Structures at the “Superprovincial” Level in the Early Fifth Century]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 101, 9–33.

Gratsianskiy, M. V., & Ermilov, P. V. (2022). Instituty pervenstva v antichnom mire. K voprosu ob istoricheskom kontekste 34-go apostol’skogo pravila [The Insti- tutions of Primacy in the World of Antiquity. The Issue of the Historical Context of the 34th Apostolic Canon Revisited]. In P. V. Ermilov, & M. V. Gratsianskiy (Eds.), Poniatie pervenstva: istoki i konteksty [The Concept of Primacy: Origins and Con- texts] (pp. 203–348). Moscow: Izdatel’stvo PSTGU.

Grumel, V. (1931). Le concile d’Éphèse. Le Pape et le Concile. Échos d’Orient, 309(163), 293–313.

Grumel, V. (1958). La chronologie. In Traité d’études byzantines (Vol. 1). Paris: Presses universitaires de France.

Haller, J. (1950). Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit (Vol. 1). Urach; Stuttgart: Port Verlag.

Hefele, Ch. J. (1908). Histoire des conciles d’après les documents originaux (Vol. 2, Pt. 1). Paris: Letouzey et Ané.

Jugie, M. (1912). Nestorius et la controverse nestorienne. Paris: Gabriel Beauchesne.

L’Huillier, P. (2005). Pravila pervykh chetyrekh Vselenskikh Soborov [The Rules of the First Four Ecumenical Councils]. Moscow: Izdanie Sretenskogo monastyria.

Metzger, M. (Ed.). (1987). Les constitutions apostoliques (Vol. 3). Paris: Les éditions du Cerf.

Pietri, Ch. (1976). Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440) (Vol. 2). Roma: École française de Rome.

Price, R. (Trans.), Graumann, Th. (Introd.). (2020). The Council of Ephesus of 431. Documents and Proceedings. Liverpool: Liverpool University Press.

Schwartz, E. (Ed.). (1925–1926). Acta conciliorum oecumenicorum (T. 1, Vol. 2). Berlin; Leipzig: Walter de Gruyter.

Schwartz, E. (Ed.). (1927). Acta conciliorum oecumenicorum (T. 1, Vol. 1, pars 3). Berlin; Leipzig: Walter de Gruyter.

Vogt, H. J. (1975). Papst Cölestin und Nestorius. In G. Schwaiger (Ed.), Konzil und Papst. Historische Beiträge zur Frage der höchsten Gewalt in der Kirche. Festgabe für Hermann Tüchle (pp. 85–101). München; Paderborn; Wien: Verlag Ferdinand Schöningh.

Vselenskie sobory [The Ecumenical Councils] (2005). Moscow: Pravoslavnaia entsiklopedia.

Wojtowytsch, M. (1981). Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart: Anton Hiersemann.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2023.51.003

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru