Межконфессиональные контакты и конфликты на Пелопоннесе (XIII–XIV вв.)

Tatiana Evgenievna Belorussova

Аннотация


Целью статьи является анализ особенностей межконфессионального взаимодействия ромеев, франков и венецианцев на Пелопоннесе в XIII–XIV вв. – от момента латинского вторжения до периода, когда между завоевателями и ромеями сложились определенные традиции межконфессиональной коммуникации. Опираясь на данные «Морейской хроники», постановления венецианского Сената, венецианские частноправовые документы, а также византийские исторические (Георгий Акрополит, Георгий Пахимер, Иоанн VI Кантакузин), полемические (Иоанн VI Кантакузин) и эпистолярные (Григорий Акиндин) сочинения автор статьи анализирует особенности греко-латинских контактов в религиозной сфере, характер противоречий между православными и католиками, случаи смены конфессии и совмещения культа, а также рассматривает степень распространенности подобных явлений. Делается вывод, что залогом длительного и относительно мирного сосуществования греков и латинян на Пелопоннесе стала лояльная политика в отношении иноверцев, которой придерживались латиняне с момента их появления на полуострове. Для большей части греко-латинского населения Мореи взаимоотношения с соседями чаще всего носили компромиссный характер. Мирные формы межконфессиональных контактов латинян и ромеев были более распространенным явлением, нежели открытые конфликты на религиозной почве. Возникавшие конфликты были связаны, как правило, с действиями конкретных фигур – чужаков, представителей центральной власти, и зачастую имели ярко выраженную политическую окраску.


Ключевые слова


Пелопоннес; Морейский деспотат; Ахейское княжество; Венецианская республика; православие; католицизм; межконфессиональное взаимодействие

Полный текст:

PDF

Литература


Angold, M. (1989). Greeks and Latins after 1204: The Perspective of Exile. Mediterranean Historical Review, 4(1), 63–86.

Angold, M. (2008). After the Fourth Crusade: The Greek Rump States and the Recovery of Byzantium. In J. Shepard (Ed.), The Cambridge History of the Byzantine Empire, c. 500–1492 (pp. 731–758). Cambridge: Cambridge University Press.

Belorussova, T. (2023). Osobennosti lokal’noi identichnosti greko- latinskoi znati Peloponnesa (XIV – nachalo XV vv.) [The Features of the Local Identity of the Greek-Latin Nobility of the Peloponnesos (Fourteenth and Early Fifteenth Century)]. ISTORIYA, 14, 1(123). Retrieved from https://history.jes.su/ s207987840023778–4–1/

Bon, A. (1969). La Morée franque: recherches historiques, topographiques et archéologiques sur la principauté d’Achaïe (1205–1430). Paris: E. de Boccard.

Chrysostomides, J. (2011а). Merchant versus Nobles: A Sensational Court Case in the Peloponnese (1391–1404). In M. Heslop, & Ch. Dendrinos (Eds.), Byzantium and Venice, 1204–1453: Collected Studies (pp. 116–134). Farnham; Ashgate: Variorum.

Chrysostomides, J. (2011b). Symbiosis in the Peloponnese in the Aftermath of the Fourth Crusade. In M. Heslop, & Ch. Dendrinos (Eds.), Byzantium and Venice, 1204–1453: Collected Studies (pp. 155–167). Farnham; Ashgate: Variorum.

Constantinides-Hero, A. (Ed.). (1983). Letters of Gregory Akindynos. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

Coureas, N. (2014). The Latin and Greek Churches in the Greek Territories under Latin Rule. In N. Tsougarakis (Ed.), A Companion to Latin Greece (pp. 145–184). Leiden; Boston: Brill.

Gasparis, Ch. (2014). Land and Landowners in the Greek Territories under Latin Dominion, 13th–14th Centuries. In N. Tsougarakis (Ed.), A Companion to Latin Greece (pp. 73–113). Leiden; Boston: Brill.

Geanakoplos, D. J. (1966). Byzantine East and Latin West. Two worlds of Christendom in Middle Ages and Renaissance. Oxford: Blackwell.

Glykatzi-Ahrweiler, H. (1962). Une Mention Méconnue des Mélingues du Taygète. Bulletin de Correspondance Hellénique, 86(1), 1–10.

Gottsmann, A; Winkelbauer, T. (Eds.). (2014). Die Register Innocenz’ III: Texte und Indices (Vol. 13). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.

Harris, J. (2017). Changing Byzantine Memories of the Crusades. In M. Cassidy-Welch (Ed.), Remembering the Crusades and Crusading (pp. 189–201). London, New York: Routledge.

Hodgetts, C. (1989). Venetian Officials and Greek Peasantry in the Fourteenth Century. In J. Chrysostomides (Ed.), KATHEGETRIA: Essays Presented to Joan Hussey for Her 80th Birthday. Camberley, Surrey: Porphyrogenitus.

Hussey, J. M. (2010). The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxford; New York: Oxford University Press.

Ilieva, A. (1991). Frankish Morea 1205–1262. Socio-Cultural Interaction Between the Franks and Local Population. Athens: Historical Publications S. D. Basilopoulos.

Kolbaba, T. M. (2021). The Patriarchate and the Western Church to 1204. In Ch. Gastgeber, E. Mitsiou, J. Preiser-Kapeller, & V. Zervan (Eds.), A Companion to the Patriarchate of Constantinople (pp. 42–62). Leiden; Boston: Brill.

Kushch, T. V. (2013). Na zakate imperii: intellektual’naia sreda pozdnei Vizantii [At Sunset of Empire: The Intellectual Milieu of Late Byzantium]. Ekaterinburg: Ural University Press.

Laiou, A. E. (2012). Institutional Mechanisms of Integration. In C. Morrisson; & R. Dorin (Eds.), Byzantium and the Other: Relations and Exchanges (pp. 161– 181). Farnham: Burlington.

Lock, P. (1995). The Franks in the Aegean, 1204–1500. London; New York: Longman.

Longnon, J. (Ed.). (1911). Chronique de Morée (1204–1305): Livre de la Conqueste de la Princée de l’Amorée. Paris: Librairie de la Société de l’Histoire de France.

Medvedev, I. P. (1973). Mistra. Ocherki istorii i kul’tury pozdnevizantiiskogo goroda [Mistra. Essays on the History and Culture of the Late Byzantine City]. Leningrad: Nauka.

Miller, W. (1908). The Latins in the Levant, a History of Frankish Greece (1204–1566). New York: E. P. Dutton and Company.

Nanetti, A. (Ed.). (1999). Documenta Veneta Coroni & Methoni Rogata: euristica e critica documentaria per gli oculi capitals Communes Veneciarum (secoli XIV e XV) (Vol. 1). Athens: The National Hellenic Research Foundation.

Nicol, D. M. (1993). The Last Centuries of Byzantium, 1261–1453. Cambridge: Cambridge University Press.

Page, G. (2008). Being Byzantine. Greek Identity Before the Ottomans. Cambridge: Cambridge University Press.

Papadakis, A. (1997). The Christian East and the Rise of the Papacy: The Church AD 1071–1453. New York: St Vladimir’s Seminary Press.

Prinzing G. (Ed.). (2002). Demetrii Chomateni Ponemata Diaphora. Berlin; New York: Walter de Gruyter.

Prokhorov, G. M. (Ed.). (1997). Ioann Kantakuzin. Beseda s papskim legatom. Dialog s iudeem i drugie sochineniia [John Kantakouzenos. A Conversation with a Papal Legate. A Dialogue with a Jew and other Writings]. St Petersburg: Aleteiia.

Runciman, S. (1980). Mistra. Byzantine capital of the Peloponnese. London: Thames and Hudson.

Schmitt, J. (Ed.). (1904). The Chronicle of Morea: A History in Political Verse, Relating the Establishment of Feudalism in Greece by the Franks in the Thirteenth Century. London: Methuen & Co.

Schopen, L., & Bekker, E. (Eds.). (1832). Ioannis Cantacuzeni Historiarum Libri IV (Vol. 3). Bonn: Impensis ed. Weberi.

Theiner, A. (Ed.). (1872). Annales ecclesiastici Caesaris Baronii (Vol. 24). Bar-le-Duc: Guerin.

Theiner, A. (Ed.). (1880). Annales ecclesiastici Caesaris Baronii (Vol. 26). Bar-le-Duc: Guerin.

Thiriet, Fr. (Ed.). (1958). Régestes des Délibérations du Sénat de Venise Concernant la Romanie (Vol. 1). Paris: Mouton&Co, La Haye.

Zakythinos, D. A. (1932). Le Despotat Grec de Morée (Vol. 1). Paris: Société d’Édition «Les Belles Lettres».

Zakythinos, D. A. (1953). Le Despotat Grec de Morée (Vol. 2). Athens: l’Hellénisme Contemporain.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2023.51.019

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru