Античная формула приветствия в греческих письмах палеологовской эпохи

Dmitrii Aleksandrovich Chernoglazov

Аннотация


«Такой-то такому-то [желает] радоваться» (Ὁ δεῖνα τῷ δεῖνι χαίρειν) – эпистолярная формула приветствия (далее: инфинитивная формула), которая вошла в употребление еще в IV в. до н. э. и использовалась на протяжении всего византийского тысячелетия. Формула известна в большом количестве вариантов. В настоящей статье анализируется использование инфинитивной формулы в греческих письмах палеологовской эпохи (второй половины XIII – XV в.). Во-первых, кратко характеризуется эволюция формулы от античности до XIII в. Во-вторых, исследуется, насколько часто, у каких авторов и в каких версиях эта формула встречается. В-третьих, предлагается типология разновидностей инфинитивной формулы: выделяются два основных типа – «античный» и «византийский», в рамках каждого из которых возможны различные вариации. В-четвертых, рассматривается, какими причинами мог быть обусловлен выбор между разными вариантами формулы, например, когда глагол χαίρειν («радоваться») заменялся словосочетанием εὖ πράττειν («благоденствовать») или когда имя автора ставится на первом, а когда – на втором месте. Демонстрируется, что этот выбор зависел от разнообразных факторов, среди которых – принадлежность автора к определенной социальной группе, его философские взгляды и эстетические предпочтения.


Ключевые слова


византийский эпистолярный этикет, формулы приветствия, гуманизм, Платон, Георгий Гемист Плифон, Виссарион Никейский, Феодор Газа, Франческо Филельфо, Геннадий Схоларий

Полный текст:

PDF

Литература


Balfour, D. (Ed.). (1979). Politico-historical Works of Symeon Archbishop of Thessalonica (1416/17 to 1429). Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften.

Beihammer, A. (2007). Griechische Briefe und Urkunden aus dem Zypern der Kreuzfahrerzeit. Die Formularsammlung eines königlichen Sekretärs im Vaticanus Palatinus Graecus 367. Leukosia: Kentron Epistimonikon Kypron.

Burnet, J. (Ed.). (1907). Platonis opera (Vol. 5). Oxford: Clarendon Press.

Chernoglazov, D. A. (2021). Traktat “Epistoliarnye stili” Psevdo-Libaniia i ego pozdneishie versii: vizantiiskie pis’movniki i ikh prakticheskoe primenenie [The Treatise “Epistolary Styles” of Pseudo-Libanios and Its Later Versions: Byzantine Letter Writing Manuals and Their Practical Use] (Doctoral dissertation). St Petersburg State University, St Petersburg.

Darrouzès J. (1969). Ekthésis néa. Manuel des pittakia du XIVe siècle. Revue des Études Byzantines, 27, 5–127.

Dorandi, T. (Ed.). (2013). Diogenes Laertius: Lives of Eminent Philosophers. Cambridge: Cambridge University Press.

Eustratiades, S., & Monachus Spyridon (Eds.). (1925). Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Laura on Mount Athos. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Eustratiades S. (Ed.). (1908–1910). Epistolai Patriarchou Gregoriou tou Kypriou [The Letters of Patriarch Gregory of Cyprus]. Ekklesiastikos Pharos, 1, 107–108, 407–439; 2, 195–211; 3, 5–48, 281–296; 4, 5–29, 98–128; 5, 213–226, 339–352, 444–452, 489–500.

Exler, F. X. J. (1923). The Form of the Ancient Greek Letter of the Epistolary Papyri (3rd c. B.C. – 3rd c. A.D.). A Study in Greek Epistolography. Washington, D.C.: Ares publishers.

Fatouros, G. (Ed.). (1992). Theodori Studitae Epistulae. Berlin: De Gruyter.

Fournet, J.-L. (2009). Esquisse d’une anatomie de la lettre antique tardive d’après les papyrus. In R. Delmaire, J. Desmulliez & P.-L. Gatier (Eds.), Correspondance. Documents pour l’histoire de l’Antiquité tardive (pp. 23–66). Paris: Maison de l’Orient.

Gallay, P. (Ed.). (1974). Grégoire de Nazianze. Lettres théologiques. Paris: Éditions du Cerf.

Garzya, A. (Ed.). (2000). Synésios de Cyrène, Correspondance: Lettres I–CLVI. Paris: Les Belles Lettres.

Garzya, A, & Loenertz, R.-J. (Eds.). (1963). Procopii Gazaei epistolae et declamationes. Ettal: Buch-Kunstverlag.

Henry, R. (Ed.). (1959). Photius. Bibliothèque (Vol. 1). Paris: Les Belles Lettres. Hercher, R. (1873). Epistolographi Graeci. Paris: Didot.

Hunger, H. (Ed.). (1969). Johannes Chortasmenos (ca. 1370–ca. 1436/37). Briefe, Gedichte und kleine Schriften. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften.

Jugie, M., Petit, L., & Siderides, X. A. (Eds.). (1928–1936). Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios (Vols. 1–8). Paris: Maison de la bonne presse.

Kilburn, K. (Ed.). (1959). Lucian (Vol. 6). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Kim, Ch. (2011). “Grüße in Gott, dem Herrn!” Studien zum Stil und zur Struktur der griechischen christlichen Privatbriefe aus Ägypten. Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde im Fach Papyrologie, Fachbereich III an der Universität Trier. Trier. Koskenniemi, H. (1956). Studien zur Idee und Phraseologie des griechischen Briefes bis 400 n. Chr. Helsinki: Finnish Academy.

Kudriavtsev O. F. (2008). Florentiiskaia platonovskaia akademiia. Ocherk istorii dukhovnoi zhizni renessansnoi Italii [Florence Platonic Academy: An Essay on the History of the Spiritual Life of Renaissance Italy]. Moscow: Nauka.

Kushch, T. V. (2013). Na zakate imperii: intellektual’naia sreda pozdnei Vizantii [At the Sunset of Empire: Intellectual Milieu of the Late Byzantium]. Ekaterinburg: Ural University Press.

Lamberz, E. (Ed.). (2008–2016). Acta conciliorum oecumenicorum. Series secunda, volumen tertium: Concilium universale Nicaenum secundum. Berlin; Boston: De Gruyter.

Lampros, S. P. (Ed.). (1912). Palaiologeia kai Peloponnesiaka (Vol. 1). Athenae: B. N. Gregoriades.

Legrand, É. (Ed.). (1892). Cent-dix lettres grecques des Francois Filelfe. Paris: Ernest Leroux.

Leone, P. L. M. (Ed.). (1990). Theodori Gazae epistolae. Napoli: M. D’Auria.

Leone, P. L. M. (Ed.). (1991). Maximi Monachi Planudis Epistulae. Amsterdam: Hakkert.

Loenertz, R.-J. (Ed.). (1956–1960). Démétrius Cydonès, Correspondance (Vols. 1–2). Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana.

Manouel tou Chrysolora epistolai [The Letters of Manuel Chrysoloras] (1963). Philistor, 4, 232–264; 438–457.

Medvedev, I. P. (1997). Vizantiiskii gumanizm XIV–XV vv. [The Fourteenth- and Fifteenth-Century Byzantine Humanism]. St Petersburg: Aleteia.

Mohler, L. (Ed.). (1942). Aus Bessarions Gelehrtenkreis: Abhandlungen, Reden, Briefe von Bessarion, Theodoros Gazes, Michael Apostolios, Andronikos Kallistos, Georgios Trapezuntinos, Niccolò Perotti, Niccolò Capranica. Paderborn: Ferdinand Schöningh.

Monfasani J. (2002). Theodore Gaza as a Philosopher: A Preliminary Survey. In R. Maisano, & A. Rollo (Eds.), Manuele Crisolora e il ritorno del greco in Occidente. Atti del Convegno internazionale, Napoli 26–29 giugno 1997 (pp. 269–281). Napoli: Istituto Universitario Orientale.

Noiret, H. (1887). Huit lettres inédites de Démétrius Chalcondyle. Mélanges de l’école française de Rome, 7, 472–500.

Reinsch, D. R. (Ed.). (1974). Die Briefe des Matthaios von Ephesos im Codex Vindobonensis Theol. Gr. 174. Berlin: Mielke.

Romano, R. (Ed.). (1991). Costantino Acropolita, Epistole. Napoli: M. D’Auria.

Sabbadini, R. (Ed.). (1915). Epistolario di Guarino Veronese (Vol. 2). Venezia: Regia Deputazione di Storia Patria per le Venezie.

Tomadakis, Ν.Β. (1993). Byzantine epistolographia [Byzantine Epistolography]. Thessalonike: Ekdoseis Pournara.

Weichert, V. (Ed.). (1910). Demetrii et Libanii qui feruntur Typoi epistolikoi etEpistolimaioi kharakteres. Lipsiae: Teubner.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2023.51.020

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru