От созерцания Единого до онтологии политики: учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67– 72)

Dmitrii Igorevich Makarov

Аннотация


Византийский ученый XIV в. Феодор Метохит в своих «Памятных записках» (гл. 67–72) развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых, среди которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы. Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на “Тимей” Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Согласно Метохиту, именно философы и ученые, ведущие высший – созерцательный – образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых – сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни. Незадолго до Ме- тохита эту мысль подчеркнул Георгий Пахимер. Для Метохита политика – часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого. Однако в целом онтология политики Метохита носит достаточно выраженный античный характер. Это проявляется в нехарактерном для византийского мыслителя отсутствии христоцентризма и внимания к богословской составляющей византийского умозрения.


Ключевые слова


Поздняя Византия; Феодор Метохит; Плотин; Прокл; Георгий Пахимер; созерцание Единого; онтология политики

Полный текст:

PDF

Литература


Arbesmann, R. (1954). The Concept of “Christus medicus” in St. Augustine. Traditio, 10, 1–28.

Artiomenko, N. А. (2011). Poniatie iznachal’noi vremennosti u M. Haideggera: aporii (na materiale “Bytiia i vremeni”) [The Notion of Original Temporality in M. Heidegger’s Being and Time: The Aporiae]. Part 1. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 1 (2), 18–25.

Athanasopoulos, C. (2018). Evdemoniia, apatiia, ataraksiia i isikhazm: kak vzgliady svt. Grigoriia Palamy na isikhazm i asketiku razreshaiut problemy takikh chasto neverno ponimaemykh eticheskikh poniatii, kak evdemoniia, apatiia i ataraksiia [Eudemonia, Apathy, Ataraxia and Hesychasm: How St. Gregory Palamas’ View of Hesychasm and the Ascetics Contribute to the Problem of So Often Mistaken Notions as Eudemonia, Apathy, and Ataraxia]. In M. E. Manojlova, & O. E. Dushin (Eds.), Asketizm v uchenii svt. Grigoriia Palamy: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi Sviato-Tikhonovskoi konferencii (Pskov, 17–19 noiabria 2017 g.) [Asceticism in the Teaching of St Bishop Gregory Palamas: Proceedings of the IV International Academic and Practical Conference of St Tikhon (Pskov, November 17–19, 2017)] (Pt. 2, pp. 3–24). Pskov: Pskov State University.

Beck, H.-G. (1952). Theodoros Metochites: Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München: C. H. Beck.

Bekker, I. (Ed.) (1831). Aristotelis Metaphysica. In I. Bekker (Ed.), Aristoteles graece (Vol. 2, col. 980–1093). Berolini: Apud Georgium Reimerum.

Bydén, B. (Ed.). (2022). Theodoros Metochites. Paraphrase of Aristotle, De anima. Critical Edition with Introduction and Translation. Berlin; Boston: Walter de Gruyter.

Chernoglazov, D. A., & Choufrine, A. M. (Trans.). (2019). Prep. Maxim Ispovednik. Trudnost’ 33-ia к Ioannu [The 33rd Ambiguum to John]. In G. I. Benevich (Ed.), St Maximus the Confessor. Trudnosti k Fomе (Ambigua ad Thomam), Trudnosti k Ioannu (Ambigua ad Iohannem) [St Maximus the Confessor. Ambigua to Thomas. Ambigua to John] (pp. 659–660). Мoscow: Eksmо.

Dalezios, A. (1952) (Ed. & Trans.). Plotini. Enneades. Biblion 1–2. Athens: Papyros.

Doull, J. A. (1997). Neoplatonism and the Origin of the Older Modern Philosophy. In J. J. Cleary (Ed.), The Perennial Tradition of Neoplatonism (pp. 486– 516). Leuven: Leuven University Press.

Dugin, A. G. (2016). Маrtin Heidegger. Меtapolitikа. Eskhatologiia bytiia [Martin Heidegger. Metapolitics & Eschatology of Being]. Мoscow: Akademicheskii proekt.

Florensky, P. А., priest (1990). Stolp i utverzhdenie Istiny [The Pillar and Foundation of the Truth]. In P. A. Florensky, Works (Vol. 1). Мoscow: Pravdа.

Galanin, R. B., & Svetlov, R. V. (Eds.). (2022). Platon. Dialogi Lysid i Lakhet [Plato. Lycides. Lachetes]. St Petersburg: Izdatels’tvo RGPU im. A. I. Gertsena.

Gerson, L. P. (2020). Platonism and Naturalism. The Possibility of Philosophy. Ithaca; London: Cornell University Press.

Heidegger, M. (2006). Nietzsche (Vol. 1). St Petersburg: Vladimir Dal’.

Heidegger, M. (2016). Razmyshleniia II–VI (Chiornye tetradi 1931–1938) [Reflections II–VI (1931–938 Black Notebooks)]. Мoscow: Izdatel’stvo Instituta Gaidara.

Henry, P., & Schwyzer, H.-R. (Eds.). (1983). Plotini Opera (T. 3. Enneas VI). Oxonii: E typographeo Clarendoniano.

Hult, K. (Ed.). (2016). Theodore Metochites on the Human Condition and the Decline of Rome. Semeioseis gnomikai 27–60. Göteborg: Responstryck.

Junger, E. (2022). Stekliannye pchioly [Gläserne Bienen]. Мoscow: АSТ. Leone, P. L. M. (1970–1971). Nicephori Gregorae opuscula nunc primum edita. Annali della Facoltà di lettere e filosofia dell’ Università di Macerata, 3–4, 729–782. Makarov, D. I. (2019). An Irreproachable Dogmatics? Plotinus, Theodore Metochites and the Sixth Chapter of the Letter on Education. Scrinium, 15, 211–217.

Makarov, D. I. (2022). Perepletenie chert ekfrasisa i ierotopii v opisanii monastyrei u Feodora Metokhita [The Intertwinement of Some Features of Ekphrasis and of Hierotopy in Theodore Metochites’ Monastery Descriptions]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 50, 257–282.

Makarov, D. I. (2023). Platon, Metokhit i nachalo isihastskikh sporov: Zametka ob obraze Varlaama Kalabriiskogo v “Romeiskoi istorii” Nikifora Grigory (XI, 10) [Plato, Metochites, and the Origins of the Hesychast Controversy: A Note on the Image of Barlaam of Calabria in Nicephorus Gregoras’ Roman History (XI, 10)]. Khristianskoe Chtenie, 3, 340–352.

Migne, J.-P. (Ed.). (1863). S.P.N. Maximi Confessoris. Liber ambiguorum…, 33. In J.-P. Migne (Ed.), Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca (Vol. 91, col. 1285C–1288A).

Murianov, M. F. (2008). Emblema meditsiny [The Emblem of Medicine]. In М. F. Мurianov, Istoriia knizhnoi kul’tury Rossii: Ocherki [Essays on the History of Book Culture in Russia] (Pt. 2, pp. 431–435). St Petersburg: Mir.

O’Meara, J. (1975). Structures hiérarchiques dans la pensée de Plotin. Étude historique et interprétative. Leiden: Brill.

Sidash, T. G. (Trans.). (2005). Plotin. Enneady. Shestaia Enneada. Traktaty VI– IX [Plotinus. The Enneads VI–IX]. St Petersburg: Oleg Abyshko.

Pogonyailo, A. G. (2017). Myshlenie i sozertsanie. Materialy k lektsiiam po istorii filosofii [Thinking and Contemplation. Materials for the Lectures on the History of Philosophy]. St Petersburg: Nauka.

Polemis, I. (2022). Kosmou theoria: Cosmic Vision and Its Significance in the Works of Theodore Metochites and Other Contemporary Intellectuals. In S. Kotzabassi (Ed.), A Companion to the Intellectual Life of the Palaeologan Period (pp. 281–321). Leiden; Boston: Brill.

Runia, D. T. & Share, M. (Eds.). (2008). Proclus. Commentary on Plato’s Timaeus. Vol. II. Book 2: Proclus on the Causes of the Cosmos and its Creation. New York: Cambridge University Press.

Tollefsen, T. T. (2023). The Christian Metaphysics of St Maximus the Confessor. Creation, World-Order, and Redemption. Turnhout: Brepols.

Uspenskij, B. A. (1994). Kratkii ocherk istorii russkogо literaturnogо iazykа (XI–XIX vv.) [A Concise History of the Russian Literary Language, Eleventh to Nineteenth Centuries]. Мoscow: Gnozis.

Wahlgren, S. (Ed.). (2018). Theodore Metochites’Sententious Notes (Semeioseis gnomikai) 61–70 & 72–81. Göteborg: University of Gothenburg.

Xenophontos, S. (2021). George Pachymeres’ Commentary on Aristotle’s Nicomachean Ethics: A New Witness to Philosophical Instruction and Moral Didacticism in Late Byzantium. In S. Xenophontos, & A. Marmodoro (Eds.), The Reception of Greek Ethics in Late Antiquity and Byzantium (pp. 226–248). New York: Cambridge University Press.

Zozul’ak, J. (2022). Vizantiiskaia filosofiia [Byzantine Philosophy]. St Petersburg: Dmitrii Bulanin.

Zubiri, X. (2018). Introducción a la filosofía de los griegos. Lecciones en Barcelona, Ameixenda y Madrid (1941–1943). Madrid: Alianza Editorial; Fundación Xavier Zubiri.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2023.51.021

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru