ISSN: 0320-4472 (Print)
ISSN: 2687-0398 (Online)
Эфесский собор 431 г. дал начало формированию в Римской империи и христианской церкви института Вселенского собора. В IV – начале V в. эпитет «вселенский» время от времени прилагался только к Никейскому собору 325 г. Последующие Соборы, вне зависимости от их значимости и представительности, не претендовали на статус «вселенского» и не прилагали к себе этого эпитета, чтобы подчеркнуть уникальность и особый статус Собора в Никее. Первая сознательная попытка приложить к своему Собору эпитет «вселенский» и уравнять его статус и значимость с Никейским была предпринята епископами во главе с Кириллом Александрийским в Эфесе. Настоящая статья представляет собой анализ актов Собора 431 г., с целью выявить обстоятельства, которые побудили сторонников Кирилла Александрийского применить к их Собору эпитет «вселенский» и заявить о его равнозначности Никейскому собору 325 г. Показано, что это было сделано в ситуации раскола, когда приверженцы Иоанна Антиохийского открыли в Эфесе свой Собор, отказавшись признать легитимность решений Кирилла Александрийского и его сторонников в отношении Нестория Константинопольского и его вероучения. Обе партии, считавшие легитимным Собором себя, а противников называвшие «отступническим синедрионом», вынесли друг другу осуждение, а затем апеллировали к императору. В этой ситуации Собору Кирилла Александрийского было необходимо продемонстрировать, что именно он является легитимным, а его решения – правомерными. Использовав прибытие римских легатов и их присоединение к решениям первой соборной сессии, сторонники Кирилла объявили свой Собор общим Собором Востока и Запада и, как следствие, вселенским. Именно с момента присоединения римских легатов к приговору против Нестория, Собор Кирилла Александрийского начинает использовать в своих документах эпитет «вселенский» наряду с эпитетами «святой и великий». Как следствие, возникает идея о Вселенском соборе не как о разовом событии, а как об особом институте, обладающем высшим вероучительным и церковно-политическим авторитетом, которая затем окончательно утверждается на Эфесском соборе 449 г. и Халкидонском соборе 451 г.
Bolotov, V. V. (1918). Lektsii po istorii Drevnei Tserkvi [Lectures on the History of the Ancient Church] (Vol. 4). Petrograd: Tretiia gosudarstvennaia tipografiia.
Camelot, P.-Th. (1962). Éphèse et Chalcédoine. Paris: Éditions de l’Orante.
Crabbe, A. (1981). The Invitation List to the Council of Ephesus and Metropolitan Hierarchy in the Fifth Century. The Journal of Theological Studies, 32(2), 369–400.
De Halleux, A. (1993). La première session du concile d’Ephèse (22 juin 431). Ephemerides Theologicae Lovanienses, 69(1), 48–87.
De Vries, W. (1970). Die Struktur der Kirche gemäss dem Konzil von Ephesos (431). Annuarium Historiae Conciliorum, 2(1), 22–55.
Gratsianskiy, M. V. (2023a). K voprosu o genezise sobornogo stroia khristianskoi Tserkvi [On the Question of the Genesis of the Church Synodal System]. Byzantinotaurica. The Journal of Byzantine and Mediterranean Studies, 1, 184–198.
Gratsianskiy, M. V. (2023b). Rimskaia Tserkov’ i osuzhdenie Nestoriia Konstantinopol’skogo v khode III Vselenskogo sobora [Church of Rome and the Condemnation of Nestorios of Constantinople during the 3rd Ecumenical Council]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 51, 51–75. https://doi.org/10.15826/ adsv.2023.51.003
Gratsianskiy, M. V. (2023c). Rimskie provintsial’nye soiuzy i tserkovnye sobory v pozdneantichnyi period: terminologicheskii ili institutsional’nyi kontinuitet? [Roman Provincial Assemblies and Church Councils in the Late Antique Period: Terminological or Institutional Continuity?]. Vizantiiskii vremennik, 107, 30–48.
Gratsianskiy, M. V. (2024). Papa Tselestin I i popytka osudzdeniia Nestoriia Konstantinopol’skogo nakanune III Vselenskogo sobora [Pope Celestine I and the Attempt to Condemn Nestorius of Constantinople on the Eve of the 3rd Ecumenical Council]. Prichernomor’e v srednie veka, 12, 9–45.
Graumann, Th. (2007). Council Proceedings and Juridical Process: The Cases of Aquileia (AD 381) and Ephesus (AD 431). Studies in Church History, 43, 100–113.
Grillmeier, A. (1990). Jesus der Christus im Glauben der Kirche (Vol. 1). Freiburg; Basel; Wien: Herder.
Hefele, Ch. J. (1908). Histoire des conciles d’après les documents originaux (Vol. 2, Pt. 1). Paris: Letouzey et Ané.
Honigmann, E. (1959). Juvenal of Jerusalem. Dumbarton Oaks Papers, 5, 209–279.
L’Huillier, P. (2005). Pravila pervykh chetyrekh Vselenskikh Soborov [The Rules of the First Four Ecumenical Councils]. Moscow: Izdanie Sretenskogo monastyria.
Lemerle, P. (1945). Philippes et la Macédoine orientale à l’époque chrétienne et byzantine: recherches d’histoire et d’archéologie (Vols. 1–2). Paris: de Boccard.
Leuenberger-Wenger, S. (2019). Das Konzil von Chalcedon und die Kirche. Konflikte und Normierungsprozesse im 5. und 6. Jahrhundert. Leiden; Boston: Brill.
Pietri, Ch. (1976). Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Roma: École française de Rome.
Price, R. (2009). Presidency and Procedure at the Early Ecumenical Councils. Annuarium Historiae Conciliorum, 41(2), 241–274.
Price, R. (2012). Politics and Bishops’ Lists at the First Council of Ephesus. Annuarium Historiae Conciliorum, 44(2), 395–420.
Price, R. (Trans.), Graumann, Th. (Introd.). (2020). The Council of Ephesus of 431. Documents and Proceedings. Liverpool: Liverpool University Press.
Schwartz, E. (Ed.). (1927). Acta conciliorum oecumenicorum (T. 1, Vol. 1, Pars 2, 3, 5). Berlin; Leipzig: Walter de Gruyter.
Schwartz, E. (Ed.). (1929). Acta conciliorum oecumenicorum (T. 1, Vol. 1, Pars 7). Berlin; Leipzig: Walter de Gruyter.
Smith, M. S. (2018). The Idea of Nicaea in the Early Church Councils, AD 431–451. Oxford: Oxford University Press.
Stein, E. (1914). Der Verzicht der Galla Placidia auf die Präfektur Illyricum. Wiener Studien, 36, 344–347.
Vanderspoel, J. (2010). Provincia Macedonia. In J. Roisman, & I. Worthington (Eds.), A Companion to Ancient Macedonia (pp. 251–275). Oxford: Blackwell Publishing.
Verhoef, E. (2005). The Church of Philippi in the First Six Centuries of Our Era. HTS Teologiese Studies / Theological Studies, 61(1–2), 565–592.
Vogt, H.-J. (1993). Unterschiedliches Konzilsverständnis der Cyrillianer und der Orientalen beim Konzil von Ephesus 431. In H. Ch. Brennecke, E. L. Grasmück, & Ch. Markschies (Eds.), Logos. Festschrift für Luise Abramowski zum 8. Juli 1993 (pp. 429–451). Berlin; New York: Walter de Gruyter.
Vselenskie sobory [Ecumenical Councils] (2005). Moscow: Pravoslavnaia entsiklopedia.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
E-mail: adsv-press@yandex.ru