ISSN: 0320-4472 (Print)
ISSN: 2687-0398 (Online)
В статье реконструируется круг общения Иоанна Цеца, известного византийского писателя XII в. С опорой на данные просопографической базы «Prosopography of the Byzantine World» проанализированы главные адресаты интеллектуала: его ученики, родственники и друзья. Установлено, что в переписке с людьми этого круга Иоанн Цец позволял себе нарушать строгие каноны византийской эпистолографии, оставляя место язвительности и иронии, что является знаком высокого доверия между адресатами. Рассмотренные письма содержат многочисленные свидетельства «ученой дружбы», характерной для интеллектуальной среды эпохи Комнинов и, позднее, эпохи Палеологов. Среди друзей и учеников Иоанна Цеца встречаются представители семей Трифилисов, Гавриилакитов, Василаки, Харсианитов, Махитариев и других фамилий, не принадлежавших к правящему клану Комнинов. Автор статьи делает вывод о том, что в окружение Иоанна Цеца входили церковные иерархи, провинциальные чиновники и представители в прошлом знатных семей, потерявших свое положение в правление Комнинов. Состав круга общения демонстрирует, что Цец, оставаясь учителем и грамматиком, не имел прочных связей среди придворных чиновников и представителей военной аристократии, но в то же время не оставлял попыток обзавестись подобными контактами и найти влиятельных покровителей.
Aleksidze, A. D. (1989). Literatura XI–XII vv. [Eleventh- and Twelfth-century Literature]. In Z. V. Udal’tsova, & G. G. Litavrin (Eds.), Kul’tura Vizantii. Vtoraia polovina VII–XII vv. [The Culture of Byzantium. The Second Half of Seventh to Twelfth Century] (Vol. 2, pp. 153–215). Moscow: Nauka.
Berg, van Den B. (2020). John Tzetzes as Didactic Poet and Learned Grammarian. Dumbarton Oaks Papers, 74, 285–302.
Browning, R. (1977). Homer in Byzantium. In R. Browning. Studies on Byzantine History, Literature and Education (pp. 15–33). London: Variorum Reprints.
Cardin, M. (2018). Teaching Homer through (Annotated) Poetry: John Tzetzes’ Carmina Italica. In R. Simms (Ed.), Brill’s Companion to Sequels, Prequels and Retellings of Classical Epic (pp. 90–114). Leiden: Brill.
Chernoglazov, D. A. (2008). Piat’ pisem Ioanna Tsetsa: avtoportret vizantiiskogo intellektuala XII v. [Five Letters by John Tzetzes: А Byzantine Intellectual’s Self-Portrait]. Vizantiiskii Vremennik, 67(92), 152–164.
Cullhed, E. (2015). Diving for Pearls and Tzetzes’ Death. Byzantinische Zeitschrift, 108, 53–62. https://doi.org/10.1515/bz-2015-0003
Gasparov, M. L. (Trans.), Losev, A. F. (Ed.). (1979). Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniiakh i izrecheniiakh znamenitykh filosofov [Diogenes Laertius. Lives and Opinions of Eminent Philosophers]. Moscow: Mysl’.
Goldwyn, A. (2017). Theory and Method in John Tzetzes’ Allegories of the Iliad and Allegories of the Odyssey. Scandinavian Journal of Byzantine and Modern Greek Studies, 3, 141–173.
Hunger, H. (1978). Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner (Vol. 2). München: Beck.
Jeffreys, M. et al. (Eds.). (2017). Prosopography of the Byzantine World, 2016. King’s College London. Retrieved from https://pbw2016.kdl.kcl.ac.uk
Karpozilos, A. (1995). Realia in Byzantine Epistolography XIII–XV Centuries. Byzantinische Zeitschrift, 88(1), 68–84. https://doi.org/10.1515/byzs.1995.88.1.68
Kazhdan, A. P. (1974). Sotsial’nyi sostav gospodstvuiushchego klassa v Vizantii XI–XII vv. [The Social Composition of the Ruling Class in Byzantium Eleventh and Twelfth Centuries]. Moscow: Nauka.
Kazhdan, A. (Ed.). (1991). The Oxford Dictionary of Byzantium (Vols. 1–3). Oxford: Oxford University Press.
Kozlov, A. S. (2010). Metodiki sovremennoi prosopografii pozdneantichnoi i vizantiiskoi tsivilizatsii [Methods of Modern Prosopography of Late Antique and Byzantine Civilizations]. In L. N. Mazur (Ed.), Dokument. Arkhiv. Istoriia. Sovremennost’: materialy III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ekaterinburg, 21–22 oktiabria 2010 g.) [Document. Archive. History. Modernity. Materials of the Third All-Russia Scholarly and Practical Conference (Ekaterinburg, October 21– 22, 2010)] (pp. 182–188). Ekaterinburg: Ural University Press.
Kushch, T. V. (2005). Epistoliarnaia praktika v pozdnei Vizantii [Epistolary Practice in Late Byzantium]. Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2. Gumanitanye nauki, 39(10), 5–15.
Kushch, T. V. (2007). Ironiia i shutka v vizantiiskom epistoliarii [Irony and Joke in the Byzantine Epistolary]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, 13, 468–474.
Kushch, T. V. (2011). Dary kak element pozdnevizantiiskogo epistoliarnogo etiketa [Gift-Giving as a Part of Late Byzantine Epistolary Etiquette]. Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2. Gumanitarnye nauki, 4(96), 286–293.
Kushch, T. V. (2013). Na zakate imperii: intellektual’naia sreda pozdnei Vizantii [At the Sunset of Empire: Intellectual Milieu of the Late Byzantium]. Ekaterinburg: Ural University Press.
Leone, P. L. M. (Ed.). (1972). Ioannis Tzetzae epistulae. Leipzig: Teubner. Littlewood, A. M. (1999). The Byzantine Letter of Consolation in the Macedonian and Comnenian Periods. Dumbarton Oaks Papers, 53, 9–41. https://doi.org/10.2307/1291792
Lyubarsky, Ya. N. (2012). Vizantiiskie istoriki i pisateli [Byzantine Historians and Writers]. St Petersburg: Aleteia.
Mullet, M. (1984). Aristocracy and Patronage in the Literary Circles of Comnenian Constantinople. In M. Angold (Ed.), The Byzantine Aristocracy, IX to XIII Centuries (pp. 173–201). Oxford: B.A.R.
Pizzone, A. (2017). The Historiai of John Tzetzes: a Byzantine “Book of Memory”? Byzantine and Modern Greek Studies, 41(2), 182–207. https://doi.org/10.1017/ byz.2017.13
Pontani, F., Katsaros, V., & Sarris, V. (Eds.). (2017). Reading Eustathios of Thessalonike. Berlin: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110524901
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
E-mail: adsv-press@yandex.ru