Koinon: совместность, гетерология, постфундаментализм

Tapdyg Khafizovich Kerimov, Aleksandr Vladimirovich Pertsev

Аннотация


Проблема совместного существования остается фундаментальной проблемой философии и социально-гуманитарных наук. Целью данной статьи является анализ изменений характера этой проблемы, стимулов и перспектив ее постановки и решения в конце ХХ — начале ХХI в. Совместность всё более сдвигается в средоточие человеческого бытия, приобретает решающее экзистенциальное значение, выступает и как общественное мнение, и как политическая мотивация, и как парадигма для социально-гуманитарных наук. В статье утверждается, что полное осознание роли философии в описании и объяснении форм совместного существования предполагает необходимость радикальной переориентации как традиционных философских построений, так и методологии социально-гуманитарного познания. Выделены три измерения этой переориентации. Во-первых, это «новая социальность», неразрешимость между «глобализацией» и «мондиализацией», а также необходимость деконструкции самой возможности принятия глобального или феноменального мира. Во-вторых, это онтогетерология, намечающая пути преодоления онтологического фундаментализма, построения «онтологии после онтотеологии» и обнажающая понимание совместности, исходной социальности как безосновной, анархичной, которое возникает как непосредственный коррелят опыта безосновности существования, не укорененного в какой-либо субстанции или общей сущности. В-третьих, это постфундаментализм как определенная парадигма, стилистика мышления, постулирующая трансформацию практик и техник мышления в ответ на необходимость репозиционирования множественного реального как имманентного самой мысли. В статье делается вывод о том, что трехмерное «пространство» осмысления совместности существования задает определенную направленность философских и социально-гуманитарных исследований, скрытые за ними общеметодологические тенденции, взаимосвязи этих тенденций с характером социальной практики.

Ключевые слова


koinon, совместность, глобализация, мондиализация, деконструкция, онтотеология, гетерология, постфундаментализм

Полный текст:

PDF

Литература


Badiou, A. (2004), Deleuze: «La clameur de l’Etre», translated by Skopin, D., Pragmatika kul’tury, Logos-Al’tera, Esse homo, Moscow, 184 p. (in Russian).

Derrida, J. (2005), Rogues: Two Essays on Reason, translated by Brault, P.-A. and Naas, M., Stanford University Press, Stanford, 200 p.

Heidegger, M. (1997), Sein und Zeit, translated by Bibikhin, V. V., Ad Marginem, Moscow, 451 p. (in Russian).

Latour, B. (2004), Politics of Nature: How to Bring the Sciences into Democracy, translated by Porter, C., Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 320 p.

Latour, B. (2014), Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network Theory, translated by Polonskaya, I., Izdatel’skii dom Vysshei shkoly ekonomiki, Moscow, 384 p. (in Russian).

Marramao, G. (2012), The Passage West: Philosophy and Globalisation, translated by Mandarini, M., Verso, London, New York, 272 p.

Nancy, J.-L. (2004), Êtresingulierpluriel, translated by Furs, V. V. and Shchittsova, T. V. (ed.), Logvinov, Minsk, 272 p. (in Russian).

Nancy, J.-L. (2007), The Creation of the World or Globalization, translated by Raffoul, F. and Pettigrew, D., State University of New York Press, New York, 138 p.

Osborne, P. (2018), The Postconceptual Condition: Critical Essays, Verso, London, New York, 223 p.

Turchin, V. (ed.) (1966), Fiziki shutyat [Physicists joke], Mir, Moscow, 156 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2020.01.1.2.001

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.