Несколько слов о совместности

Mikhail Beniaminovich Iampolski

Аннотация


Статья посвящена выявлению разных аспектов феномена «совместность»: от лингвистического — традиционной связи «совместности» с сообществом и идентичностью до философского — посредством отсылки к понятиям «совместного бытия» (Хайдеггер), «множественности» (Нанси, Вирно, Бланшо). Однако рефлексия относительно «множественности» обнаруживает другую проблему, на которую обратил внимание Нанси, когда он утверждал, что смысл как таковой невозможен там, где нет различия. В статье рассматривается положение и позиция индивида в сообществе и предлагается гипотеза, по которой человек не обладает способностью формировать свою индивидуальность (систему различий) в рамках некоего лишенного единства множества. Индивид составляет свое Я и Я-идеал (З. Фрейд) из дискурсивных и ролевых блоков, предоставляемых ему различными группами, обладающими относительной идентичностью. При исследовании феномена совместности обнаруживается еще одна проблема: если сообщество возникает из стабилизированного, заторможенного антагонизма, цементирующего и одновременно подрывающего его единство (Лоро), то возникает вопрос: почему под действием разобщающего импульса сообщество не распадается, каковы необходимые и достаточные условия сохранения совместности? В статье такими условиями выступают внутреннее напряжение и уязвимость. Принцип нестабильности становится основой совместности и тем самым отличает ее от множественности. Традиция выделения функционирования власти в качестве цементирующего средства сохранения совместности (Жорж Баландье) не учитывает роль взаимных интересов, культурной и идейной близости. Сложившаяся в литературе «совместность» жива, пока есть динамика, движение, изменение (об этом свидетельствуют работы о тоталитарных режимах Ханны Арендт). Таким образом, режим совместности — это сбалансированная динамика и статика, которые должны находиться в состоянии хрупкого, неустойчивого равновесия. Идеальной моделью равновесия можно считать метастабильность, описанную Жильбером Симондоном в философии индивидуации.

Ключевые слова


совместность, «совместное бытие», множественность, власть, метастабильность

Полный текст:

PDF

Литература


Arendt, H. (1996), The Origins of Totalitarianism, translated by Borisova, I. V., Kimelev, Yu. A., Kovalev, A. D., Mishkenene, Yu. B. and Sedov, L. A., CenterCom, Moscow, 672 p. (in Russian).

Aristotle (1937), Afinskaya politiya. Gosudarstvennoe ustroistvo afinyan [The Athens Polity. The State Structure of the Athenians], translated by Radtsig, S. I., Gosudarstvennoe sotsial’noekonomicheskoe izdatel’stvo, Moscow, 255 p. (in Russian).

Balandier, G. (1972), Political Anthropology, Penguin books, Harmondsworth, 214 p.

Clastres, P. (2010), Archeology of Violence, Semiotext(e), New York, 336 p.

Deleuze, G. and Guattari, F. (2007), L’Anti-Œdipe. Capitalisme et schizophrénie, translated by Kralechkin, D., U-Faktoriya, Yekaterinburg, 670 p. (in Russian).

Freud, S. (2008), Sobranie sochineniy, v 10 tomakh. Tom 9, Voprosy obshchestva. Proiskhozhdenie religii [Collected Works, in 10 vols, Vol. 9, Issues of Society. The Origin of Religion], translated by Bokovikov, A. M., Firma STD, Moscow, 606 p. (in Russian).

Loraux, N. (1997), La cité divisée. L’oubli dans la mémoire d’Athènes, Payot & Rivages, Paris, 294 p.

Nancy, J.-L. (2011), La communauté désœuvrée, translated by Gorbyleva, Zh., Vodolei, Moscow, 207 p. (in Russian).

Pavel, Th. (1996), L’art de l’éloignement. Essai sur l’imagination classique, Gallimard, Paris, 464 p.

Virno, P. (2013), Grammatica della moltitudine. Per un’analisi delle forme di vita contemporanee, translated by Petrova, A., Ad Marginem Press, Moscow, 176 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2020.01.1.2.002

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.