К концептуализации эксплозии занятий и профессий

Alexander Gennad'evich Kislov, Elena Yur'evna Shcherbina

Аннотация


Предлагается актуализация концептуального потенциала научно-философского наследия Ю. М. Лотмана (1922–1993) и М. К. Петрова (1923–1987) в направлении теории взрывного усложнения, роста многообразия и нестабильности, наблюдаемых в последнее время в сфере занятий человека, профессий и связанных с ними институций (профессиональных сообществ, профессионального образования, профориентологии и др.). Гетерогенная и гетерономная совместность (фр. partage) в свете работ Ж.-Л. Нанси (р. 1940) — важнейшая эвристическая интуиция предлагаемой актуализации. Она позволяет продумать единую, но подвижную, разнонаправленно трансформируемую и полисемантическую рамку будущей теории ускоренно обновляемого профессионального многообразия, его объяснения, прогноза вероятных сценариев развития и стратегий самоопределения в нем и управленческих стратегий в его отношении. Концептуальная развертка интуиции совместности представлена совместимой и с теоретическими положениями семиотики культуры Ю. М. Лотмана и социокультурной динамики М. К. Петрова. Профессиология до настоящего времени находится в поиске методологической платформы, которая позволила бы дополнить ее ретроспективные обобщения и междисциплинарную разорванность. Актуализация потенциала концепта совместности позволяет ей консолидировать мультидисциплинарные исследования и их результаты и направить по пути бережного в отношении сделанного и одновременно смелого в сообразовании с заявляющими о себе социальными процессами теоретического конструирования. Авторы наблюдают готовность современного мультидисциплинарного дискурса к объединению на такой методологической платформе, позволяющей не раствориться в ней под воздействием неизбежных для методологии приоритетов и презумпций и в то же время сфокусировать коллективные усилия сообщества исследователей мира занятий и профессий на наиболее перспективных и практико-ориентированных аспектах предмета своего исследования.

Ключевые слова


многообразие, взрыв, эксплозия, неопределенность, совместность, мир занятий и профессий

Полный текст:

PDF

Литература


Abramov, R. N. (2014), “Classification of Research Areas in the Study of Occupations and Professions (Analytical Review)”, Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology, no. 3, pp. 22–49 (in Russian).

Abramov, R. N. (2016), Sotsiologiya professii i zanyatii: ocherki istorii i klyuchevye kontseptsii distsiplinarnoi oblasti, monografiya [Sociology of Professions and Occupations: Essays on History and Key Concepts of the Disciplinary Field, a Monograph], Variant, Moscow, 452 p. (in Russian).

Andryukhina, L. M. (2013), “Cultural Topology of Creativity: Human Capabilities of the XXI Century]”, Innovative projects and programs in education, vol. 1, no. 1, pp. 3–8 (in Russian).

Asmolov, A. G., Shekhter, E. D. and Chernorizov, A. M. (2017), “Preadaptation to Uncertainty as a Strategy for Developing Systems Navigation: the Ways of Evolution”, Voprosy Psychologii, no. 4, pp. 3–26 (in Russian).

Bataille, G. (2003, La part maudite, translated by Skuratov, B. and Khitskii, P., Gnozis, Logos, Moscow, 208 p. (in Russian).

Black, M. (1990), “Metaphor”, translated by Dmitrovskaya, M. A., in Arutyunova, N. D. and Zhurinskaya, M. A. (eds), Teoriya metafory, sbornik [Metaphor Theory, a collection], Progress, Moscow, pp. 153–172 (in Russian).

Deleuze, G. (1998), Différence et Repetition, translated by Man’kovskaya, N. B. and Yurovskaya, E. P., Petropolis, Saint Petersburg, 384 p. (in Russian).

Ishtiryakova, L. Kh. and Galeeva, G. M. (2019), “Transformation of the Labor Market in the Conditions of Digitalization of the Economy”, Electronic Economic Newsletter of the Republic of Tatarstan, no. 3, pp. 26–37 (in Russian).

Kislov, A. G. (2006), “About the Prospects of Professional Studies”, in Professional’naya pedagogika: stanovlenie i puti razvitiya, materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, 11–12 aprelya 2006 goda, Ekaterinburg, v 3 tomakh. Tom 1 [Vocational Pedagogy: Formation and Ways of Development, Materials of Scientific and Practical Conf., 11–12 April 2006, Yekaterinburg, in 3 vols, Vol. 3], Russian State Vocational Pedagogical University (RSVPU), Yekaterinburg, pp. 75–80 (in Russian).

Konstantinovskii, D. L., Vakhshtain, V. S. and Kurakin, D. Yu. (2013), Real’nost’ obrazovaniya. Sotsiologicheskoe issledovanie: ot metafory k interpretatsii [The Reality of Education. Sociological Research: from Metaphor to Interpretation], Tsentr sotsial’nogo prognozirovaniya i marketinga, Moscow, 224 p. (in Russian).

Kropotov, S. L. (1999), Ekonomika teksta v neklassicheskoi filosofii iskusstva Nitsshe, Bataya, Fuko, Derrida [Economy of Text in Non-classical Philosophy of Art: Nietzche, Bataille, Foucault, Derrida], Liberal Arts University, Yekaterinburg, 405 p. (in Russian).

Leont’eva, T. V. (2011), “Technological Metaphor in the Lexical and Semantic Field ‘Training and Education’”, Pyatigorsk State Linguistic University Bulletin, no. 1, pp. 23–27 (in Russian).

Lotman, Y. M. (1992), Kul’tura i vzryv [Culture and Explosion], Gnozis, Progress, Moskow, 272 p. (in Russian).

Luksha, P. O. (2018), “Self-education — a Lifeline in an Era of Strategic Confusion”, Office Life, 7 July, available at: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Foffi celife.media%2Farticle% 2Fpeople%2Fpavel-luksha-self-a-lifeline-in-an-era-of-strategic-confusion-%2F (accessed 20 September 2020) (in Russian).

Makarenko, V. P. (ed.) (2020), The Political Conceptology: Journal of Metadisciplinary Research, available at: http://politconcept.sfedu.ru/info.html (accessed 20 September 2020) (in Russian).

Ministry of education of Russia (2018), Natsional’nyi proekt «Obrazovanie» [The National Project “Education”], Minprosveshcheniya Rossii, available at: https://edu.gov.ru/national-project (accessed 20 September 2020) (in Russian).

Nancy, J.-L. (1991), On Being-In-Common, translated by Ryklin, M. K., in Motroshilova, N. V. (ed.), Filosofiya Martina Khaideggera i sovremennost’ [The Philosophy of Martin Heidegger and Modernity], Nauka, Moscow, pp. 91–101 (in Russian).

Nancy, J.-L. (1994), “Today”, translated by Petrovskaya, E. V., in Petrovskaya, E. V. (ed.), Ad Marginem’93, ezhegodnik laboratorii postklassicheskikh issledovanii Instituta filosofii RAN [Ad Marginem’93. Yearbook of the Postclassical Research Laboratory of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences], Ad Marginem, Moscow, pp. 148–164 (in Russian).

Nancy, J.-L. (1999), Corpus, translated by Petrovskaya, E. V. and Gal’tsova, E., Ad Marginem, Moscow, 255 p. (in Russian).

Petrov, M. K. (1991), Yazyk. Znak. Kul’tura [Language. Sign. Culture], Nauka, Moscow, 328 p. (in Russian).

Petrov, M. K. (1996), Istoriko-filosofskie issledovaniya [Historical and Philosophical Research], ROSSPEN, Moscow, 512 p. (in Russian).

Petrov, M. K. (1997), Antichnaya kul’tura [Antique Culture], ROSSPEN, Moscow, 352 p. (in Russian).

Petrov, M. K. (2004), Istoriya evropeiskoi kul’turnoi traditsii i ee problemy [History of the European Cultural Tradition and its Problems], ROSSPEN, Moscow, 775 p. (in Russian).

Romanov, P. V. and Yarskaya-Smirnova, E. R. (2015), Sotsiologiya professii: analiticheskie perspektivy i metodologiya issledovanii [Sociology of Professions: Analytical Perspectives and Research Methodology], Variant, Moscow, 234 p. (in Russian).

Shcherbina, E. Y. and Kislov, A. G. (2020a), “Education in the Era of ‘Culture and Explosion’”, Pedagogical journal of Bashkortostan, no. 1 (86), pp. 10–21 (in Russian). DOI: 10.21510/1817- 3292-2020-86-1-10-21.

Shcherbina, E. Y. and Kislov, A. G. (2020b), “To the Pedagogy of the Digital Divide”, Professional’noe obrazovanie i rynok truda, 2020, no. 1, pp. 49–59 (in Russian). DOI: 10.24411/2307-4264-2020- 10105.

Vakhshtain, V. S. (2006), “Education Code”, Platnoe obrazovanie, no. 10, pp. 26–29 (in Russian).

Vakhshtain, V. S. (2011), “Metaphors and Metamorphoses of the University”, Kul’tivator, no. 3, pp. 20–30 (in Russian).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.