Бог философов: индивидуальная интерпретация трансценденции и проблема взаимовлияния

Aleksandr Vladimirovich Pertsev, Elena Vladimirovna Melnikova

Аннотация


В статье обсуждается понимание Трансцендентного Начала в философских учениях XIX–XX веков, которое выполняет в них функцию замещения божества. Выявляется всякий раз индивидуальная мотивация встречи философа с Трансценденцией, но при этом — не всегда явное, а порой и тщательно скрываемое взаимовлияние ведущих философов, которое можно рассматривать как противоречивое сотрудничество в полемике, напоминающее богословские диспуты далекого прошлого. То, что объявляется общечеловеческими ценностями, понимается каждым из философов не как конвенции, а как незыблемые константы, но при этом в философском (равно как и в теологическом) споре даже наивысшие ценности — общечеловеческие или божественные — отстаиваются как единственно возможные для себя лично. Понимание первоистока мира, полагающего ему начало, рассматривается на материале работ А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и М. Хайдеггера (авторы статьи показывают как сходство, так и различие в философских представлениях о фундаментально-онтологическом).


Ключевые слова


Первоначало, фундаментальная онтология, трансцендентное, Мировая Воля, Воля-к-мощи, Жизненный порыв, Бытие, философия религии, история философии

Полный текст:

PDF

Литература


Hegel, G. W. F. (1993–1994), Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte, in 3 vols, translated by Voden, A. M., Nauka, Saint Petersburg (in Russian).

Heidegger, M. (1989), Gesamtausgabe, in 98 Bd., Bd. 65, Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis) (1936–1938), Vittorio Klostermann, Fran kfurt am Main, 522 s.

Heidegger, M. (1997), Gesamtausgabe, in 98 Bd., Bd 66, Besinnung, Vittorio Klostermann, Frankfurt am Main, 468 s.

Heidegger, M. (2009), Gesamtausgabe, in 98 Bd., Bd. 71, Das Ereignis, Vittorio Klostermann, Frankfurt am Main, 368 s.

Heidegger, M. (2020), Beiträge zur Philosophie (Vom Eregnis), translated by Sagetdinov, E., Gaidar Institute for Economic Policy, Moscow, 640 p. (in Russian).

Nietzsche, F. (1990), “Wicked wisdom. Aphorisms and sayings”, in Nietzsche, F. Sochineniya, v 2 tomakh. Tom 1 [Collected Works, in 2 vols, Vol. 1], translated by Berman, Ya., Rachinskii, G. A., Svas’yan, K. A. and Frank, S. L., Mysl’, Moscow, pp. 720–768 (in Russian).

Nietzsche, F. (1999), “Ecce homo”, in Nietzsche, F., Sämtliche Werke. Kritische Studienausgabe, in 15 Bd., Bd. 6, Dt. Taschenbuch Verl., München, de Gruyter, Berlin, ss. 253–339.

Nietzsche, F. (2007), Polnoe sobranie sochinenii, v 13 tomakh. Tom 4 [Complete Works, in 13 vols, Vol. 4, Also sprach Zarathustra], translated by Antonovskii, Yu. M. and Zhavoronkov, A. G., Kul’turnaya revolyutsiya, Moscow, 432 p. (in Russian).

Patkul’, A. V. (2020), Ideya fi losofi i kak nauki o bytii v fundamental’noi ontologii Martina Khaideggera [The idea of philosophy as a science of being in the fundamental ontology of Martin Heidegger], Nauka, Saint Petersburg, 810 p. (in Russian).

Pöggeler, O. (1992), Neue Wege mit Heidegger, Alber, Freiburg (Breisgau), München, 494 s.

Popper, K. R. (1992), The Open Society and Its Enemies, in 2 vols, translated by Sadovskii, V. N. (ed.), Phoenix, Kul’turnaya initsiativa, Moscow (in Russian).

Tolstoi, L. N. (1998), “Confession”, in Tolstoi, L. N., Izbrannoe [Selected Works], Phoenix, Rostovon-Don, pp. 3–70 (in Russian).

Voznesenskii, A. A. (2001), “Song of the akyn”, in Voznesenskii, A. A., Sobranie sochinenii, v 5 tomakh.Tom 2 [Collected Works, in 5 vols, Vol. 2], Vagrius, Moscow, pp. 102–103 (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.1.004

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.