Эстетическая и проблемная ориентация стрит-арта в восприятии городского населения (на примере Екатеринбурга)

Uliana Sergeevna Shvindt

Аннотация


Стрит-арт представляет собой глобальный социально- культурный феномен, который является неотъемлемой частью многих современных городов. Несмотря на многообразие характерных для феномена признаков, для настоящего исследования наибольшее значение представляет такая его особенность, как сочетание эстетической и содержательной составляющих. Исследователи отмечают, что стрит-арт является одновременно как средством эстетизации и гуманизации городского пространства, так и инструментом трансляции важных общественных проблем и выражения протеста автора-художника посредством своих произведений. Автор статьи на примере уличного искусства г. Екатеринбурга выявляет, как данные две составляющие стрит-арта воспринимаются местным населением. При этом уточняется, что Екатеринбург представляет собой уникальный кейс российского и мирового уличного искусства, что обусловливается активным развитием в городе различных сопряженных со стрит-артом практик и участием в них местного населения. Эмпирические данные, представленные в статье, основаны, во-первых, на результатах онлайн-опроса жителей Екатеринбурга, а во-вторых, на материале проведенной серии интервью с экспертами по вопросам локального уличного искусства. Предпринимается попытка сопоставить данные, отражающие восприятие феномена обычным населением и сообществом экспертов. Автор статьи приходит к выводу, что у экспертов в восприятии стрит-арта как феномена в целом доминируют представления, отражающие проблемную сторону феномена, а у обычных жителей — представления, связанные с эстетической компонентой. Та же тенденция прослеживается и при анализе восприятия стрит-арта Екатеринбурга: если эксперты описывают его как злободневное и актуальное, вообще не выделяя эстетическую сторону, то простые жители больше отмечают его декоративную функцию. Наконец, наиболее острые политические проблемы, поднимаемые в работах местного стрит-арта, также отмечаются жителямикак наименее важные, что свидетельствует о довольно низкой ценности для населения Екатеринбурга одного из важнейших структурных элементов символического капитала феномена — служить средством протеста и отражения политической повестки.

Ключевые слова


стрит-арт, город, городское пространство, уличное искусство Екатеринбурга, эстетическая составляющая стрит-арта, проблемная составляющая стрит-арта

Полный текст:

PDF

Литература


“A ‘gravestone’ of Vladimir Putin was erected near the Yekaterinburg administration and the metro station” (2019), 66.ru, sovremennyi portal Ekaterinburga, 21 April, available at: https://66.ru/news/incident/221179/ (accessed 20 January 2021) (in Russian).

Arkhipova, N. A. (2016), “Perception of Graffi ti in the City Space − Kitsch or Art?”, in Belgorodskii, V. S., Kashcheev, O. V., Zotov, V. V. and Antonenko, I. V. (eds), Gumanitarnye osnovaniya sotsial’nogo progressa: Rossiya i sovremennost’, sbornik nauchnykh statei i materialov mezhdunarodnoi konferentsii, 25−27 aprelya 2016, Moskva [Humanitarian Foundations of Social Progress: Russia

and Modernity, Proc. of the International Conference, Moscow, Russia, 25−27 April 2016], MSUDT, Moscow, pp. 30−35 (in Russian).

Armstrong, J. (2006), “The Contested Gallery: Street Art, Ethnography and the Search for Urban Understandings”, AmeriQuests, no. 2 (1). DOI: 10.15695/amqst.v2i1.46.

Bacharach, S. (2018), “Finding Your Voice in the Streets: Street Art and Epistemic Injustice”, The Monist, no. 101 (1), pp. 31−43. DOI: 10.1093/monist/onx033.

Baldini, A. (2015), “An Urban Carnival on the City Walls: The Visual Representation of Financial Power in European Street Art”, Journal of Visual Culture, no. 14 (2), pp. 246–252. DOI: 10.1177/1470412915592883.

Blanché, U. (2015), “Street Art and Related Terms — Discussion and Attempt of a Defi nition”, Street & Urban Creativity. Scientifi c Journal, no. 1 (1), pp. 32–40.

Chistyakova, M. G. (2011), “Street-Art in the Context of the Challenges Posed by Modernity”, Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2-1 (70), pp. 210−213 (in Russian).

Debras, C. (2019), “Political Graffi ti in May 2018 at Nanterre University: A Linguistic Ethnographic Analysis”, Discourse & Society, no. 30 (5), pp. 441–464. DOI: 10.1177/0957926519855788.

Il’ina, A. A. and Borzunov, V. A. (2016), “Street Art as a Manifestation of Personal Freedom: a Comparative Analysis of Russia and Europe”, in Narbut, N. P. and Larina, T. I. (eds), Aktual’nye voprosy sotsiologicheskoi nauki: teoriya, metodologiya, praktika, sbornik nauchnykh statei i materialov mezhdunarodnoi konferentsii, 24 sentyabrya 2016, Moskva [Topical Issues of Sociological

Science: Theory, Methodology, Practice, Proc. of the International Conference, Moscow, Russia, 24 September 2016], RUDN, Moscow, pp. 143−147 (in Russian).

Kindynis, T. (2018), “Bomb Alert: Graffi ti Writing and Urban Space in London”, British Journal of Criminology, no. 58 (3), pp. 511−528. DOI: 10.1093/bjc/azx040.

“Kirill-moneybox” (2010), Slava PTRK, available at: http://slavaptrk.art/projects/outdoors/kirillkopilka (accessed 02 October 2020).

Kuznetsova, V. A. (2014), “Street Art as a Form of Expression of Political and Social Protest in Modern Brazil”, Drevnyaya i Novaya Romaniya, no. 13, pp. 601−614 (in Russian).

Kuzovenkova, Yu. A. (2015), “The ‘Right to The City’: The Practices of Legitimation of Graffi ti and Street Art”, Kul’tura i tsivilizatsiya, no. 4−5, pp. 31−46 (in Russian).

Lefevr, A. (2015), La production de l’espace, translated by Staf, I., Strelka Press, Moscow, 630 p. (in Russian).

Lerner, A. M. (2019), “The Co-optation of Dissent in Hybrid States: Post-Soviet Graffi ti in Moscow”, Comparative Political Studies, pp. 1−29. DOI: 10.1177/0010414019879949.

Partizaning. Partizanskie gorodskie pereplanirovshchiki [Partizaning. Participatory urban replanning] (2020), available at: http://partizaning.org/ (accessed 28 January 2021) (in Russian).

Shakhov, A. and Yang, A. (2020), “Stas Bugs and the Intimate Street Art of St. Petersburg”, Rosstritartnadzor, 19 August, available at: https://rosstreetartnadzor.libsyn.com/pkca347ip728 (accessed 02 October 2020) (in Russian).

Trubina, E. G. (2018), “Street Art in Non-Capital Urban Centres: Between Exploiting Commercial Appeal and Expressing Social Concerns”, Cultural Studies, no. 32 (5), pp. 676−703. DOI: 10.1080/09502386.2018.1429002.

Tsilimpounidi, M. (2015), “‘If These Walls Could Talk’: Street Art and Urban Belonging in the Athens of Crisis”, Laboratorium: Russian Review of Social Research, no. 7 (2), pp. 71−91.




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.1.005

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.