Советский киноавангард: от условной реальности к жизненному материалу

Evgeny Yakovlevich Margolit

Аннотация


Статья посвящена выявлению особенностей советского киноавангарда 20-х гг. прошлого века. В отличие от западной версии авангарда, не доверяющей физической реальности, советский киноавангард не отказывался от нее, наоборот, он обращал свое внимание на окружающую действительность как главный строительный материал нового искусства. Новая историческая реальность становится и новой художественной реальностью. Традиционный для искусства авангарда отказ от прошлого, в советском кинематографе представляет собой отказ от театрально-салонных сюжетов, экранизации классической литературы, молодые кинематографисты фокусируют свой взгляд на перестраиваемую реальность. Эта реальность — не выстроенные в павильонах мертвые декорации и жеманные герои, а живой поток городских улиц, предметов и лиц. Живое человеческое лицо присутствует и в массе, новом герое и открытии советского киноавангарда. Масса осознает себя единым телом через обретение лица. Именно в советском киноавангарде безликая массовка превращается в живого многоликого и разноликого коллективного субъекта. Обретение лица как одно из главных открытий киноавангарда рассматривается на материале фильмов Эйзенштейна, Вертова, Эрмлера, Роома, представителей объединения ФЭКС. Отечественный киноавангард реабилитировал все так называемые «низовые» жанры искусства, в первую очередь цирковую буффонаду, показав их возможности для выражения новой реальности. В качестве инструмента освоения новой реальности и критики прошлого советский киноавангард избирает стратегии карнавализации истории и современности. Эти стратегии выражаются в системе монтажных принципов, разработанных Эйзенштейном и Вертовым, которые базируются на дихотомии созидания/разрушения, жизни/смерти.


Ключевые слова


советский киноавангард, жизненный материал, карнавал, Эйзенштейн, Вертов, Эрмлер, Козинцев, ФЭКС

Полный текст:

PDF

Литература


Arnoldi, E. M. (1929), Avantyurnyi zhanr v kino [Adventurous Genre in Cinema], Teakinopechat’, Moscow, Leningrad, 96 p. (in Russian).

Avenarius, G. (1939), “William Dieterle”, Iskusstvo kino, no. 10, pp. 56–61 (in Russian).

Bakhtin, М. М. (1990), Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura Srednevekov’ya i Renessansa [Fran cois Rabelais’ Creativity and Folk Culture of the Middle Ages and Renaissance], Khudozhestvennaya literatura, Moscow, 543 p. (in Russian).

Bleiman, М. (1973), O kino — svidetel’skie pokazaniya [About Cinema — Testimony], Iskusstvo, Moscow, 588 p. (in Russian).

Chvyalev, Е. D. (1929), Sovetskie fi l’my za rubezhom [Soviet Films Abroad], Teakinopechat, Moscow, Tsentral’naya tipografi ya Narkomvoenmora, Leningrad, 88 p. (in Russian).

Eizenshtein, S. M. (1964), Izbrannye proizvedeniya: v 6 tomakh. Tom 2 [Selected Works, in 6 vols, Vol. 2], Iskusstvo, Moscow, 564 p. (in Russian).

Eizenshtein, S. M. (2000), “Dionysus and Osiris”, in Eizenshtein, S. M., Montazh [Montage], VGIK, Moscow, pp. 221–229 (in Russian).

Ermler, F. (1974), Dokumenty, stat’i, vospominaniya [Documents, Articles, Memories], Iskusstvo, Leningrad, 44 p. (in Russian).

Gessen, D. (1927), “Bratishka”, Vechernyaya Krasnaya gazeta, Leningrad, 18 June (in Russian).

Grashchenkova, I. N. (1977), Abram Room, Iskusstvo, Moscow, 265 p. (in Russian).

Kleiman, N. (2004), Formula fi nala: stat’i, vystupleniya, besedy [Final formula. Arti cles, speech es, conversations], Eizenshtein-Cеntеr, Moscow, 448 p. (in Russian).

Kol’tsov, М. (1925), “Strike”, Pravda, 14 March (in Russian).

Kozintsev, G. (1982), Sobranie sochinenii, v 5 tomakh. Tom 1 [Collected Works, in 5 vols, Vol. 1], Iskusstvo, Leningrad, 560 p. (in Russian).

Kozintsev, G., Kryzhitskii, G., Trauberg, L. and Yutkevich, S. (1922), Ekstsentrizm [Eccentrism], 5 Gosudarstvennaya tipografi ya, Ekstsentropolis (Petrograd), 15 p. (in Russian).

Lunacharskii, A. V. (1928), “Alfred Kerr on Russian cinema”, in Lunacharskii, A. V., Kino na Zapade i u nas [Cinema in the West and with us], Gosudarstvennaya tipografi ya imeni E. Sokolovoi, Leningrad, pp. 24–31 (in Russian).

Nedobrovo, V. (1928), FEKS. Grigorii Kozintsev. Leonid Trauberg [FEKS. Grigory Kozintsev. Leonid Trauberg], Kinopechat’, Moscow, Tipografi ya imeni tovarishcha Bukharina, Leningrad, 79 p.

Papernyi, V. (2009), Kul’tura Dva [Culture Two], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, 233 p. (in Russian).

Widdis, E. (2011–2012), “Texture: Surface and Depth in the Cinematographic Art of Early Soviet Cinema”, translated by Ryabchikova, N., Kinovedcheskie zapiski, no. 99, pp. 35–59 (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.1.007

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.