ISSN: 2782-5914 (Print)
ISSN: 2782-5906 (Online)
Целью данной статьи является исследование трансформации профессиональных ориентаций журналистов в условиях медиатизации общества. Медиатизация определяется как двусторонний процесс, развивающийся в период распространения цифровых технологий, Интернета и новых медиа, в рамках которого медиа и социальные институты оказывают друг на друга взаимное влияние. Началу процесса медиатизации способствует развитие цифровых технологий, повышение доступности Интернета, смартфонов и социальных сетей для значительной части населения. Наибольшему влиянию медиатизации подвержены институт журналистики и профессиональная деятельность журналиста. Для исследования трансформации профессиональных ориентаций журналистов в условиях медиатизации общества мы провели в период с 2020-го по 2021 год серию глубинных интервью с журналистами (N = 10), а также обратились к вторичному анализу данных международных и российских социологических исследований, проведенных с 2012-го по 2016 год. Результаты проведенного анализа позволили заключить, что в условиях медиатизации общества журналист, прежде всего, ориентирован на аудиторию, которая, в свою очередь, привлекает рекламодателей. Кроме того, происходит десакрализация образа журналиста в связи с тем, что аудитория вовлекается в процесс производства новостей. В условиях борьбы за внимание и доверие аудитории актуализируются принципы оперативности и фактчекинга. Что касается этики журналиста, в приоритет ставятся неформализованные правила поведения, принятые в конкретной редакции, в то время как нормы, закрепленные в профессиональных кодексах, отходят на второй план. Снижается уровень свободы и независимости журналиста, что сами профессионалы связывают с политическим и экономическим давлением и нормативно-правовыми ограничениями. Влияние на деятельность журналиста оказывают редакторы, владельцы СМИ, редакционная политика издания, внутренние убеждения и личные ценности. По мнению журналистов, образ профессионала обретает в глазах общества негативную окраску в силу снижения доверия к работникам СМИ. Наконец, процессы медиатизации приводят к ситуации переизбытка информации, отчего возрастает риск профессионального выгорания журналистов.
“Data and key tables: WJS2 (2012–2016)” (2016), Worlds of Journalism Study, available at: https://worldsofjournalism.org/data-d79/data-and-key-tables-2012-2016/ (accessed 12 January 2021).
Dukin, R. A. (2016), “Mediatization of the Modern Society: Impact of Social Media”, Theory and Practice of Social Development, no. 2, pp. 24–26 (in Russian).
Gureeva, A. N. (2016), “Theoretical Understanding of Mediatization in the Digital Environment”, Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, no. 6, pp. 192–208 (in Russian).
Gureeva, A. N. (2020), “The Role of Russian Youth’s Media Activism in Mediatization of Politics”, Theoretical and Practical Issues of Journalism. Scientific Journal of Baikal State University, vol. 9, no. 2, pp. 325–334 (in Russian). DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(2).325-334.
Hjarvard, S. (2008), “The Mediatization of Society: A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change”, Nordicom Review, vol. 29, no. 2, pp. 105–134.
Kolomiets, V. P. (2014), Mediasotsiologiya: teoriya i praktika [Media Sociology: Theory and Practice], NIPKTs Voskhod-A, Moscow, 328 p. (in Russian).
Komitet grazhdanskikh initsiativ (2017), Predstavleniya zhurnalistov o professii i professional’nom soobshchestve: obshchii analiticheskii otchet po rezul’tatam nauchno-issledovatel’skikh rabot [Representations of Journalists about the Profession and Professional Community. General Analytical Report on the Results of Research Work], available at: http://www.zircon.ru/upload/iblock/dd6/zhurnalisty_otchet.pdf (accessed 12 January 2021) (in Russian).
Nasedkina, N. I. (2018), “An Essence of Mediatization as the Phenomenon of the Modern Society”, Universum: fi lologiya i iskusstvovedenie, no. 9 (55), pp. 15–17 (in Russian).
Nazarov, M. M. (2014), “Information Technology and Mediatization of Society”, Socio-humanitarian Knowledge, no. 6, pp. 37–52 (in Russian).
Nim, E. G. (2017), “Exploring Mediatization of Society: The Concept of Mediatized Worlds”, Sociological Journal, vol. 23, no. 3, pp. 8–25 (in Russian). DOI: 10.19181/socjour.2017.23.3.5361.
Schulz, W. (2004), “Reconstructing Mediatization as an Analytical Concept”, European Journal of Communication, vol. 19, no. 1, pp. 87–101.