Князь Владимир Федорович Одоевский — визионер contemporary art

Sergei Valerievich Khachaturov

Аннотация


Автор рассматривает творчество известного писателя и изобретателя, государственного деятеля и филантропа XIX столетия Владимира Федоровича Одоевского в свете формирования нового типа личности исследователя и провозвестника современного художника. Одоевский принадлежал к типу кабинетных ученых. Свои дома он превращал в лаборатории, где ставились разные опыты (от анатомических, электрических до кулинарных). Современники прозвали его «русским Фаустом». Жизнь затворника сочеталась в нем с необыкновенной широтой интересов и всеохватностью знаний. В своих опытах он стремился преодолеть изоляцию разных наук и искусств и восстановить в правах единый Универсум знаний о мире. В статье впервые делаются попытки сблизить эту стратегию, с одной стороны, с миром ренессансных исследователей и художников масштаба Леонардо да Винчи, с другой, — с метамодернистскими темами прозрачных границ и гибридного понимания наук и художеств сегодня. Платформой синтеза наук и искусств в мире Одоевского, конечно, являлась литература. На основе интерпретации его философских сочинений, фантастических романов и новелл автор делает вывод о близости превозносимого Одоевским «инстинктуального» знания идеям сюрреалистов (Андре Бретона, Яна Шванкмайера). А творимая внутри кабинетной тиши Вселенная предвосхищает образы странного коллекционера знаний, создателя инсталляций на поэтические и научные темы в shadow-boxes Джозефа Корнелла. Запертый в стенах кабинета, словно «городок в табакерке» (название самой известной новеллы князя), философский художественный мир В. Ф. Одоевского наделен силой пророчества и дознания о многих случившихся впоследствии открытиях в науке, искусстве, социуме. Как современный художник князь Одоевский не дает готовых рецептов и системных объяснений законов жизни, но заставляет собеседника (читателя — зрителя) быть сотворцом и брать ответственность за интеллектуальную разгадку представляемых автором ситуаций и происшествий. В завершении статьи предлагается краткий обзор прошедшей в 2019 году выставки в Музее Москвы («Косморама XVIII»), в которой жизнь и искусство (искусство жизни) князя Владимира Одоевского вступали в диалог с работами современных художников.

Ключевые слова


культура романтизма, универсальное знание, модернизация мысли, сюрреализм, метамодернизм

Полный текст:

PDF

Литература


Allenov, M. (2008), Russkoe iskusstvo XVIII — nachala XX veka [Russian art of the XVIII — beginning of the XX century], Belyi Gorod, Moscow, 504 p. (in Russian).

Breton, A. (2010), “Surrealism Manifesto, 1924”, Peremeny. Tolstyi veb-zhurnal, available at: https:// www.peremeny.ru/blog/4277 (accessed 07 December 2020) (in Russian).

Cornell, J. (2016), Shadow-box, DreamIdeaMachine Art View, available at: http://www.dreamideamachine. com/en/wp-content/uploads/sites/3/2016/12/Cornell-Suzys-Sun-for-Judy-Tyler-78_1_1.jpg (accessed 11 February 2021).

Crary, J. (2014), Techniques of the Observer: On Vision and Modernity in the 19th Century, translated by Potemkin, D., V-A-C press, Moscow, 250 p. (in Russian).

Grigorovich, D. V. (1987), Literaturnye vospominaniya [Literary memories], Khudozhestvennaya literatura, Moscow, 335 p. (in Russian). Khachaturov, S. (2019), “Gothic Taste and contemporary art culture”, in Korndorf, A. S. and

Khachaturov, S. V. (eds), Vasilii Bazhenov i greko-goticheskii vkus, sbornik statei [Vasily Bazhenov and Greek-Gothic taste, a collection of articles], Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya, Moscow, pp. 9–45 (in Russian).

Maimin, E. A. (1975), “Vladimir Odoevskii and his novel ‘Russian Nights’ ”, in Odoevskii, V. F., Russkie nochi [Russian nights], Nauka, Leningrad, pp. 247–276 (in Russian).

Odoevskii, V. F. (1975), Russkie nochi [Russian nights], Nauka, Leningrad, 316 p. (in Russian).

Odoevskii, V. F. (1996), Pestrye skazki [Motley tales], Nauka, Saint Petersburg, 204 p. (in Russian).

Odoevskii, V. F. (2006), “Ghost”, in Odoevskii, V. F., Povesti i rasskazy. Chast’ 2 [Stories, Part 2], Im Werden Verlag, Munich, pp. 18–23, available at: http://odoevskiy.lit-info.ru/odoevskiy/proza/ prividenie.htm (accessed 08 February 21) (in Russian).

Odoevskii, V. F. (2017), “Kosmorama”, Lib.ru/Klassika, available at: https://www.rulit.me/books/ russkaya-i-sovetskaya-fantastika-povesti-i-rasskazy-read-444754-81.html (accessed 11 February 2021) (in Russian).

Panaev, I. I. (1988), Literaturnye vospominaniya [Literary memories], Pravda, Moscow, 444 p. (in Russian).

Pogodin, M. P. (2021), “From the ‘Diary’ ”, Russkaya literatura i fol’klor, available at: http://feb-web. ru/feb/pushkin/critics/vs2/vs2-017-.htm (accessed 11 February 2021) (in Russian).

Polonskii, Ya. P. (1986), Sochineniya, v 2 tomakh [Works, in 2 vols], Khudozhestvennaya literatura, Moscow, 463 p. (in Russian).

Simic, Ch. (2006), Dime-Store Alchemy. The Art of Joseph Cornell, New York Review Books Classics, New York, 90 p.

Turyan, M. (1991), Strannaya moya sud’ba. O zhizni Vladimira Fedorovicha Odoevskogo [My strange fate. About the life of Vladimir Fedorovich Odoevsky], Kniga, Moscow, 400 p. (in Russian).

Yampol’skii, M. (2000), Nablyudatel’ [The Observer], Ad Marginem, Moscow, 288 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.2.017

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.