Эволюция проблемы синтеза искусств в эстетике

Elena Nikolaevna Ustiugova

Аннотация


Цель работы — анализ эволюции проблемы синтеза искусств в эстетике XIX–XX вв., выявление внутренней логики исторического развития концептов синтеза искусств в эстетической теории и художественной практике: в романтизме, символизме, раннем русском авангарде (метафизическом), в различных вариантах (жизнестроительных) европейского авангарда: дадаизме, Баухаузе, футуризме. Проводится их сравнение с современными подходами. В результате анализа делается вывод, что рассмотренные стратегии художественного синтеза объединяет принадлежность к одной культурной парадигме, согласно которой искусство хочет быть больше, чем искусство, активно вмешиваясь в жизнь человека и общества. Различия в подходах к проблеме художественного синтеза в европейской культуре XIX–XX и XXI вв. связаны с комплексом решаемых проблем. Прежде всего, с направленностью осуществления синтеза — либо на установление гармонии между художественным сознанием и бытием, либо на преобразование социальной реальности, либо на удовлетворение потребности человека в самоутверждении. Эта целенаправленность определяет и сферу осуществления художественного синтеза — в сознании, в языке, в социальной или антропологической практике. В современных разработках проблемы художественного синтеза продолжается исследование новых потенциалов вовлечения искусства в жизненную реальность, включения в художественно-эстетическую коммуникацию активного реципиента как соучастника художественного события.

Ключевые слова


синтез искусств, синестезия, гармония, жизнестроение, творчество, язык, эстетическая коммуникация

Полный текст:

PDF

Литература


Azizyan, I. A. (2001), Dialog iskusstv Serebryanogo veka [Dialogue of the Silver Age arts], ProgressTradiciya, Moscow, 400 p. (in Russian).

Gnedovskaya, T. (2012), „From ‘the drama theatre’ to ‘the grand drama theatre’; from an ideal theatre to a total theatre. (The reformation of German play-houses and its results in the times of Weimar Republic)”, Problems of the theatre, no. 1–2 (XI), pp. 248–273 (in Russian).

Goldberg, R. (2015), Performance art from futurism to the present, translated by Aslanyan, A., Ad Marginem Press, Moscow, 320 p. (in Russian).

Gromov, N. N. (2009), “Elements of stage creative work in Bauhaus pedagogy”, Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2, Gumanitarnye nauki, vol. 65, no. 3, pp. 29–34 (in Russian).

Gropius, W. (1971), Scope of Total Architecture, translated by Pinsker, A. S., Aronov, V. R. and Kalish, V. G., Iskusstvo, Moscow, 286 p. (in Russian).

Hülsenbeck, R. (2012), “The manifesto of Dadaism. 1918”, translated by Veber, V., in Veber, V. (ed.), Manifesty dadaizma [Dada manifestos], available at: http://www.zh-zal.ru/kreschatik/2012/3/h25. html (accessed 03 February 2019) (in Russian).

Ivanov, V. I. (1995), Lik i lichiny Ro ssii. Estetik a i literaturnaya teoriya [The face and disguises of Russia. Aesthetics and literary theory], Iskusstvo, Moscow, 671 p. (in Russian).

Kandinskii, V. V. (2001), “About the ‘Great Utopia’ ”, in Kandinskii, V. V., Izbrannye trudy po teorii iskusstva, v 2 tomakh. Tom 2 [Selected works on the theory of art, in 2 vols, Vol. 2], Gileya, Moscow, p. 40 (in Russian).

Lazareva, E. (ed.) (2013), Vtoroi futurizm: Manifesty i programmy ital’yanskogo futurizma. 1915–1933 [The Second Futurism: Manifestos and programs of Italian Futurism. 1915–1933], Gileya, Moscow, 228 p. (in Russian).

Lazareva, E. (ed.) (2020), Ital’yanskii futurizm: manifesty i programmy. 1909–1941, v 2 tomakh. Tom 1 [Italian Futurism: Manifestos and programs. 1909–1941, in 2 vols, Vol. 1], Gileya, Moscow, 398 p. (in Russian).

Malevich, K. S. (2000), “The world as a non-objective”, in Malevich, K. S., Sobranie sochinenii, v 5 tomakh. Tom 3 [Collected Works, in 5 vols, Vol. 3], Gileya, Moscow, pp. 69–327 (in Russian).

Malevich, K. S. (2003), “Architecture as the degree of the greatest liberation of a person from weight”, in Malevich, K. S., Sobranie sochinenii, v 5 tomakh. Tom 4 [Collected Works, in 5 vols, Vol. 4], Gileya, Moscow, pp. 273–285 (in Russian).

Podzemskaya, N. P. (2017), “Science about art in the GAKHN and the theoretical project of V. V. Kandinsky”, in Plotnikov, N. S., Podzemskaya, N. P. and Yakimenko, Yu. N. (eds), Iskusstvo kak yazyk — yazyki iskusstva: Gosudarstvennaya Akademiya hudozhestvennyh nauk i esteticheskaya teoriya 1920 godov, v 2 tomakh. Tom 1 [Art as a language-languages of art. The State Academy of Art Sciences and Aesthetic Theory of the 1920s, in 2 vols, Vol. 1], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, pp. 44–78 (in Russian).

Schopenhauer, A. (1992), Sobranie sochinenii, v 5 tomakh. Tom 1, Mir kak volya i predstavlenie [Collected Works, in 5 vols, Vol. 1, The world as will and representation], translated by Aikhenval’d, Yu. I., Moskovskii klub, Moscow, 394 p. (in Russian).

Tasalov, V. (1971), “ ‘Total Architecture’ — Utopia or Reality?”, in Gropius, W., Scope of Total Architecture, translated by Pinsker, A. S., Aronov, V. R. and Kalish, V. G., Iskusstvo, Moscow, pp. 8–70 (in Russian).

Turchin, V. S. (1981), Epoha romantizma v Rossii [The era of Romanticism in Russia], Iskusstvo, Moscow, 550 p. (in Russian).

Wagner, R. (1978), Izbrannye raboty [Selected works], translated by Markovich, E., Tatarinova, I., Katsenelenbogen, I. et al., Iskusstvo, Moscow, 695 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.3.026

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.