Эстетическое наших дней: новая феноменология

Lev Abramovich Zaks

Аннотация


«Эстетическое» — ставшее существительным прилагательное, обобщенно выражающее эстетическую реальность, главными «единицами» которой выступают особые ценностные свойства объектов = эстетические ценности как феномены сознания. Целью статьи являются фиксация и анализ состояния эстетической реальности наших дней, осуществляемые в сравнении с известными чертами классической эстетической картины мира. Констатируется сохранение эстетическим своей признанной в классической эстетике чувственной основы и универсального (всеохватного) для чувственного мира характера. Причем современное эстетическое все полнее реализует этот потенциальный универсализм эстетического начала, распространяясь на те объектные сферы и явления, которые еще недавно были анэстетическими или даже воспринимались как антиэстетические (протеизм современного эстетического). Далее статья прослеживает растущие отличия современного эстетического от классических представлений эстетики и эстетических вкусов. Классическое эстетическое сознание мыслило эстетическую реальность дискретно и сводило ее к жестко фиксированным по объектам и смыслу и нормативно закрепленным «основным» ценностям (прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое). Современное протеистическое эстетическое все больше проявляет себя как континуум: непрерывность плавно переходящих друг в друга и объемлющих (окрашивающих) весь чувственный мир эстетических смыслов. При этом традиционные («основные») ценности получают (благодаря новым предметностям и контекстам) новый смысл, порой в своем классическом звучании отодвигаются на периферию или даже элиминируются (как это происходит с трагическим в культуре постмодернизма). Зато возникают новые, отличные от традиционных и пока даже не имеющие номинации эстетические ценности/смыслы. В статье показаны варианты этих новых и пока непоименованных ценностей, вызванных к жизни как эстетизацией новых объектов, так и новыми ценностными позициями субъектов. Автор находит примеры таких новых ценностей, в частности, в артефактах Бориса Михайлова, Павла Отдельнова, Гюнтера фон Хагенса.

Ключевые слова


эстетическое, эстетические ценности (смыслы), дискретность классического эстетического, континуальность нового эстетического, протеизм современного эстетического, новая красота, непоименованные эстетические ценности, некрасивое как эстетическая ценность

Полный текст:

PDF

Литература


Agamben, G. (2018), L’Uomo senza contenuto, translated by Ermakov, S., Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, 160 p. (in Russian).

Antonov, S. ( 2007), “The Thin Red Line. Notes on the Vampiric Paradigm in Western Literature and Culture”, in Antonov, S. (ed.), Gost’ Drakuly i drugie istorii o vampirakh [Dracula’s Guest and Other Stories about Vampires], Azbuka-Klassika, Saint Petersburg, pp. 5–86 (in Russian).

Antoschenkov, V. S. (2013), Artefakty, fotoal’bom [Artefacts, Album], Nevsky Rakurs, Saint Petersburg, 127 p. (in Russian).

Augé, M. (2017), Non-lieux. Introduction à une anthropologie de la survodernité, translated by Konnov, A. Yu., Novoe Literaturnoe Obozrenie, Moscow, 136 p. (in Russian).

Badiou, A. (2014), Petit manuel d’inesthetique, translated by Ardamatskaya, D. and Magun, A., Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, Saint Petersburg, 156 p. (in Russian).

Berlinische Galerie (2012), Boris Mikhailov. Time is out of joint, Berlinische Galerie, Landes Museum fur Moderne Kunst, Fotografi e und Architektur, Berlin, 170 p.

Bourdieu, P. (2005), Espace social: champs et pratiques, translated by Shmatko, N. A. (ed.), Institut eksperimental’noi sotsiologii, Moscow, Aleteiya, Saint Petersburg, 576 p. (in Russian).

Golovacheva, I. (2019), “Jeffrey Cohen and all, all, all: review of contemporary studies of monsters”, Novoe literaturnoe obozrenie, no. 1 (155), pp. 353–362 (in Russian).

Golynko-Vol’fson, D. (2010), “The Vampire vs. a Zombie: Notes on Cultural Monstrology”, Sinii divan, no. 15, pp. 76–88 (in Russian).

Harman, G. (2021), Object-Oriented Ontology: A New Theory of Everything, translated by Fetisov, M., Ad Marginem Press, Moscow, 272 p. (in Russian).

Komm, D. E. (2012), Formuly strakha. Vvedenie v istoriyu i teoriyu fil’ma uzhasov [The Formula of Fear. An Introduction to History and Theory of Horror Films], BHV-Peterburg, Saint Petersburg, 224 p. (in Russian).

Mamardashvili, M. K. (2000), Estetika myshleniya [Aesthetics of Thinking], Moskovskaya shkola politicheskikh issledovanii, Moscow, 416 p. (in Russian).

Morton, T. (2019), Hyper-objects. Philosophy and ecology after the end of the world, translated by Abramenko, V. I., Hyle Press, Perm, 284 p. (in Russian).

Picart, C. J. S. and Browning, J. E. (eds) (2012), Speaking of Monsters: A Teratological Anthology, Palgrave Macmillan, New York, 326 p.

“Photographer Boris Mikhailov” (2012), Live Internet, 24 December, available at: https://www.liveinternet. ru/community/yuri_kossagovsky/post253793681/ (accessed 18 June 2 021) (in Russian).

Ranciere, J. (2004), Malaise dans l’esthétique, Galilée, Paris, 172 p.

Rudne v, V. (2019), Novyi tragizm. Psikhologicheskie aspekty vykhoda iz postmodernizma [New Tragedy. Psychological Aspects of a Way-Out of Postmodernism], Akademicheskii proekt, Moscow, 196 p. (in Russian).

Sharan, O. (2021), “Body Worlds: an exhibition that has been waiting for 26 years opens in Moscow”, Icon Life, 11 March, available at: https://iconlife.ru/razvlecheniya/vystavki/672-body-worlds-vmoskve-otkryvaetsya-vystavka-kotoruyu-my-zhdali-26-let (accessed 18 June 2021) (in Russian).

Skal, D. J. (2009), The Monster Show: A Cultural History of Horror, translated by Al’binskii, A., Andreev, A. and Starchenkova, A., Amfora, Saint Petersburg, 319 p. (in Russian).

Weinstock, J. A. (ed.) (2014), The Ashgate Encyclopedia of Literary and Cinematic Monsters, Ashgate, Berlington, VT, 640 p.

Yakovlev, A. S. (2021), Strana otkhodov. Kak musor zakhvatil Rossiyu i mozhno li ee spasti [The Country of Wastes: How the Garbage Conquered Russia and Is it Possible to Rescue It], Individuum, Moscow, 288 p. (in Russian).

Zaks, L. A., Kruglova, T. A., Kondakov, I. V., Abashev, V. V., Barkovskaya, N. V., Suvorova, A. A. et al. (2020), Mezhdu avtonomiei i proteizmom: formy/sposoby sotsiokul’turnogo bytiya i granitsy sovremennogo iskusstva, monografiya [In-Between the Autonomy and Proteism: Forms and Ways of Sociocultural Being and the Limits of Present-Day Art, A Monograph], Liberal Arts University — University for Humanities, Yekaterinburg, 330 p. (in Russian).

Zaks, L. A. (2001), “Love — Theater — Culture. The Turn of the Centuries”, Peterburgskii teatral’nyi zhurnal, no. 2 (24), available at: https://ptj.spb.ru/archive/24/144-stranitcy-pro-lyubov-24/lyubovteatr-kultura-rubezh-vekov/ (accessed 18 June 2021) (in Russian).

Zaks, L. A. (2015), “Aesthetic Values in Present-Day Art: The Classical and the Postclassical”, Studia Culturae, vol. 4 (26), pp. 64–72 (in Russian).

Zaks, L. A. (2017), “Study on Specificity of Modern Art: A Culture-Centered Paradigm of Artistic Consciousness”, in Zaks, L. A. and Kruglova, T. A. (eds), Khudozhestvennaya spetsifi ka i sotsial’nyi potentsial sovremennogo iskusstva, sbornik nauchnykh statei [Artistic Nature and Social Рotential of Сontemporary Аrt, Collection of Scientific Articles], Liberal Arts University — University for Humanities, Yekaterinburg, pp. 43–103 (in Russian).

Zaks, L. A. (2021a), “The Culture-Centered Paradigm in contemporary Art”, Quaestio Rossica, vol. 9, no. 2, pp. 419–434 (in Russian). DOI: 10.15826/qr.2021.2.587.

Zaks, L. A. (2021b), “Fatigue from Culture as a Phenomenon of Sociocultural Life: Problem Statement and General Characteristics”, Koinon, vol. 2, no. 2, pp. 23–47 (in Russian). DOI: 10.15826/ koinon.2021.02.2.014.




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.3.027

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.