Эстетика как гуманитарная наука в ситуации становления культурологической рефлексии

Nikolay Andreevich Khrenov

Аннотация


В статье ставится задача соотнести эстетику с наукой о культуре, которая на рубеже XX–XXI веков все больше привлекает к себе внимание. Такая соотнесенность способна породить целое научное направление, которое можно было бы назвать культурологической эстетикой. В этом случае необходимы аргументы. Дело в том, что наука о культуре сегодня привлекает другие гуманитарные науки своей универсальностью и способностью интегрировать знания, существующие в других науках. Казалось бы, этой тенденции в интеграции не соответствуют процессы современной науки, в которой на поздних этапах истории акцент ставился не на интеграции, а на дифференциации. Эстетика здесь не исключение. Как философия, так и эстетика XX века раздробилась на несколько направлений. Тем не менее, как доказывается в статье, в истории эстетики и, еще точнее, на ее ранних этапах существовала эстетическая система, определяющая все разновидности эстетического. Это исключающая обособление эстетического в отдельную сферу онтологическая эстетика. Возникнув в Античности, онтологическая эстетика стала эстетикой бытия. Эстетическое не обладало самостоятельностью, как это будет в эстетике Нового времени, и было признаком самого бытия. Именно эта эстетическая система обладала исключительным универсализмом. В истории культуры такое проявление эстетического постоянно возвращалось, но все же не становилось определяющим. Однако чем ближе к XX веку, тем потребность в интеграции обособившихся направлений дает все более о себе знать. Обладая преимуществом в процессах интеграции, онтологическая эстетика становится созвучной науке о культуре, а точнее, тому интегративному потенциалу, что в этой науке содержится. Именно это обстоятельство и должно учитываться энтузиастами, разрабатывающими проблематику культурологической эстетики.

Ключевые слова


эстетика, наука о культуре, гуманитарные науки, культурологическая эстетика, кризис эстетики, марксистская эстетика, неомарксизм, опредмечивание, отчуждение, неоплатонизм, онтологическая эстетика, И. Кант, В. Дильтей, В. Бычков, Г. Лукач, У. Эко, А. Лосев

Полный текст:

PDF

Литература


Berdyaev, N. (1989), Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [The Philosophy of Freedom. The Meaning of the Creative Art], Pravda, Moscow, 607 p. (in Russian).

Berdyaev, N. (1990), Istoki i smysl russkogo kommunizma [The origin and Meaning of Russian Communism], Nauka, Moscow, 224 p. (in Russian).

Bychkov, V. (2003), “The phenomenon of non-classical aesthetic consciousness”, Voprosy filosofii, no. 12, pp. 80–92 (in Russian).

Bychkov, V. (2007), Russkaya teurgicheskaya estetika [Russian theurgical aesthetics], Ladomir, Moscow, 743 p. (in Russian).

Davydov, Yu. (2000), Trud i iskusstvo, izbrannye sochineniya [Labor and Art, Selected Writings], Astrel, Moscow, 670 p. (in Russian).

Dilthey, W. (2001), Sobranie sochinenii, v 6 tomakh. Tom 4, Germenevtika i teoriya literatury [Collected works, in 6 vols, Vol. 4, Hermeneutics and theory of literature], translated by Bibikhin, V. V. and Plotnikov, N. S. (eds), Dom intellektual’noi knigi, Moscow, 538 p. (in Russian).

Dmitriev, A. (2004), Marksizm bez proletariata: Georg Lukach i rannyaya Frankfurtskaya shkola (1920–1930) [Marxism Without the Proletariat: Gyorgy Lukacs and the Early Frankfurt School of the 1920s and 1930s], European University at St. Petersburg, Saint Petersburg, Letnii sad, Moscow, 528 p. (in Russian).

Eco, U. (2018), “On the Mode of the Formation as a Reflection of Reality”, in Eco, U., Opera aperta. Forma e indeterminazione nelle poetiche contemporanee, translated by Shurbelev, A., AST, Corpus, Moscow, pp. 363–431 (in Russian).

Jameson, F. (2019), Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism, translated by Kralechkin, D., 2nd ed., Gaidar Institute Publishing House, Moscow, 808 p. (in Russian).

Khrenov, N. A. (2020), “The Tragedy of Epicureanism: The Thaw Era in Cultural History”, Terra aestheticae, no. 1 (5), pp. 42–78 (in Russian).

Kuhn, T. (1975), The Structure of Scientific Revolutions, translated by Naletov, I. Z., Progress, Moscow, 288 p. (in Russian).

Losev, A. (1992), Istoriya antichnoi estetiki, v 8 tomakh. Tom 8, Itogi tysyacheletnego razvitiya. Kniga 1 [The History of Classical Aesthetics, in 8 vols, Vol. 8, The Results of the Millennial Development, book 1], Iskusstvo, Moscow, 656 p. (in Russian).

Losev, A. (2000), Istoriya antichnoi estetiki, v 8 tomakh. Tom 6, Pozdnii ellinizm [The History of Classical Aesthetics, in 8 vols, Vol. 6, Late Hellenism], Folio, AST, Moscow, 832 p. (in Russian).

Lukacs, G. (1985), Die Eigenart des Ästhetischen, in 4 vols, Vol. 1, translated by Aikhenval’d, A. Yu., Zhuripskaya, M. A., Levinton, A. G. and Razlogova, B. E., Progress, Moscow, 336 p. (in Russian).

Sartre, J.-P. (1953), L’existentialisme est un humanism, translated by Gretskii, M., Izdatel’stvo inostrannoi literatury, 42 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.4.037

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.