Установление реальности

Mikhail Beniaminovich Iampolski

Аннотация


Статья формально представляет собой фрагмент готовящейся к публикации книги «Формы реальности», но, по сути, выступает введением к авторскому исследованию фундаментальной темы антропологии формы. Речь, во-первых, идет о форме как внешнем облике — образе явлений. И автор кратко характеризует значение так понимаемой формы для существования животных и людей, человеческих сообществ. А во-вторых, в центре анализа — именно «антропология формы»: форма, ее феноменальность и организованность, дифференцированная целостность как производные от взаимодействия сознания с объектами, своеобразная его «синтезирующая» упорядочивающая проекция на внешнюю реальность. Статья и выступает как предварительный анализ важнейших, по мнению автора, антропологических оснований открывающегося людям и, одновременно, рождаемого с участием их сознания формального плана реальности. Понятие реальности, наряду с «формой», — второе ключевое понятие статьи. Предложенная в статье концепция опирается на философско-антропологические идеи целого ряда философов (И. Кант, Ж. Батай, М. Хайдеггер, Ж. Делёз и Гваттари и, особенно, Э. Сурио), современные естественно-научные представления, а также, особенно, на опыт искусства и рефлексию художников (Ф. Пессоа, ренессансные художники, К. Д. Фридрих, Э. Дега). Произведение искусства и отношения сознания с ним выступают для автора типологичной моделью «антропологии формы». В статье анализируются наиболее значимые антропологические факторы и аспекты формы и устанавливаемой посредством нее реальности. Это экзистенциальный контекст отношений субъекта и объекта, их непосредственный и, во многом, до- и бессознательный характер. Это визуальная дистанция в ее динамике и гештальтирование; смыслопорождение как формообразование. Различая, вслед за Д. Лапужадом, существование и реальность, автор опирается на концепцию разных модусов реальности Э. Сурио, в которой ключевое значение получает термин «l’instauration»: установление как самоутверждение реальности, равное рождению формы на пересечении человеческой субъективности и независимой бытийственности (произведения искусства). Реальность в итоге оказывается результатом конституирования посредством сложной в своей метаморфозности системы форм, в которой важное место занимает «имманенция» — до- и внесубъектное сознание, «трансцендентальное поле», предшествующее конкретным сознаниям. Сложный (парадоксальный, разнородный и, одновременно, единый/целостный) характер так понимаемых «форм реальности» показан на примере эволюции и диалектики перспективы в живописи и через анализ картины К. Д. Фридриха.

Ключевые слова


форма, антропология формы, реальность, установление реальности, модусы реальности по Э. Сурио, дистанция, внутреннее/внешнее, однородное/разнородное, имманенция, метафора зеркала

Полный текст:

PDF

Литература


Bataille, G. (1970), “Informe”, in Bataille, G. Œuvres complètes, en 12 vol., Vol. I, Premiers écrits (1922–1940), Histoire de l’œil, L’Anus solaire, Sacrifices, Articles, sous la dir. de Hollier, D., préface de Foucault, M., Gallimard, Paris, p. 217.

Belting, H. (2014), Miroir du monde. L’invention du tableau dans les Pays-Bas, Hazan, Paris, 255 p.

Bloch, E. (1986), The Prinicple of Hope, in 3 vols, Vol. 1, The MIT Press, Cambridge, Mass., 528 p.

Cusanus, N. (1979), “On God-Sonship”, in Cusanus, N., Sochineniya, v 2 tomakh. Tom 1 [Written Works, in 2 vols, Vol. 1], translated by Tazhurizina, Z. A., Losev, A. F. and Bibikhin, V. V., Mysl’, Moscow, pp. 303–321 (in Russian).

Deleuze, G. (2001), Pure Immanence: Essays on A Life, Zone Books, New York, 102 p.

Deleuze, G. and Guattari, F. (2009), Qu’est-ce que la philosophie ?, translated by Zenkin, S., Akademicheskii proekt, Moscow, 261 p. (in Russian).

Eco, U. (1976), A Theory of Semiotics, Indiana University Press, Bloomington, 368 p.

Edgerton, S. Y. (2009), The Mirror, the Window, and the Telescope: How Renaissance Linear Perspective Changed our Vision of the Universe, Cornell University Press, Ithaca, 199 p.

Elkins, J. (1994), The Poetics of Perspective, Cornell University Press, Ithaca, 324 p.

Friedrich, C. D. (2022), Das Grosse Gehege bei Dresden (The Great Enclosure near Dresden), The Athenaeum, available at: http://www.the-athenaeum.org/art/full.php?ID=122255 (accessed 12 January 2022).

Gauchet, M. (1985), Le désenchantement du monde. Une histoire politique de la religion, Gallimard, Paris, 336 p.

Gottlieb, C. (1975), “The Window in the Eye and Globe”, The Art Bulletin, vol. 57, no. 4, pp. 559–560. DOI: 10.1080/00043079.1975.10787215.

Gottlieb, C. (1982), “The Window in the Soap Bubble as Illustration of Psalm 26”, Wallraf-RichartzJahrbuch, vol. 43, pp. 123–126.

Heidegger, M. (1993), “Über den Humanismus”, in Heidegger, M., Vremya i bytie. Stat’i i vystupleniya [Time and being. Articles and speeches], translated by Bibikhin, V. V., Respublika, Moscow, pp. 192–220 (in Russian).

Kant, I. (1994), Sobranie sochinenii, v 8 tomakh. Tom 3, Kritika chistogo razuma [The Collected Works, in 8 vols, Vol. 3, Critique of pure reason], translated by Losskii, N. O., commemorative edition 1794–1994, ChORO, Moscow, 740 p. (in Russian).

Koerner, J. L. (1990), Caspar David Friedrich and the Subject of Landscape, Reaktion Books, London, 256 p.

Lapoujade, D. (2017), Les existences moindres, Éd. de Minuit, Paris, 96 p.

Lawlor, L. (2011), “A Note on the Relation between Étienne Souriau’s L’Instauration philosophique and Deleuze and Guattari’s What is Philosophy?”, Deleuze Studies, vol. 5 (3), pp. 400–406. DOI: 10.3366/dls.2011.0028.

Maleuvre, D. (2011), The Horizon: A History of Our Infinite Longing, University of California Press, Berkeley, Los Angeles, 392 p.

Mats, I. L. and Yavorskaya, N. V. (1967), Mastera iskusstva ob iskusstve, izbrannye otryvki iz pisem, dnevnikov, rechei i traktatov, v 7 tomakh. Tom 4, Pervaya polovina XIX veka [Masters of Art on Art: Selected Extracts from Letters, Diaries, Speeches, and Treatises, in 7 vols, Vol. 4, First half of the 19th century], Iskusstvo, Moscow, 622 p. (in Russian).

Mats, I. L. and Yavorskaya, N. V. (1969), Mastera iskusstva ob iskusstve, izbrannye otryvki iz pisem, dnevnikov, rechei i traktatov, v 7 tomakh. Tom 5, Iskusstvo kontsa XIX — nachala XX veka, Kniga 1 [Masters of Art on Art: Selected Extracts from Letters, Diaries, Speeches, and Treatises, in 7 vols, Vol. 5, Art of the late XIX — early XX century, book 1], Iskusstvo, Moscow, 541 p. (in Russian).

Pessoa, F. (2018), Livro do Desassossego, translated by Dunaev, A., Ad Marginem Press, Moscow, 446 p. (in Russian).

Portmann, A. (1967), Animal Forms and Patterns: A Study of the Appearance of Animals, Schocken Books, New York, 254 p.

Reeves, E. (2010), “Complete Inventions: The Mirror and the Telescope”, in Van Helden, A., Dupré, S., van Gent, R. and Zuidervaart, H. (eds), The Origins of the Telescope, KNAW Press, Amsterdam, pp. 167–182.

Souriau, E. (2009), Les différents modes d’existence: « Suivi de Du mode d’existence de l’œuvre à faire», présentation par Stengers, I. et Latour, B., PUF, Paris, 220 p.

Stengers, I. et Latour, B. (2009), “Le sphinx de l’oeuvre”, in Souriau, E., Les différents modes d’existence: « Suivi de Du mode d’existence de l’œuvre à faire », PUF, Paris, pp. 1–75.

Wollheim, R. (1992), Painting as an Art, Thames and Hudson, London, 384 p.

Yampol’skii, M. (2019), Izobrazhenie. Kurs lektsii [Image. A Course of Lectures], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, 424 p. (in Russian).

Yampol’skii, M. (2020), Lovushka dlya l’va. Modernistskaya forma kak sposob myshleniya bez ponyatii i «bol’shikh idei» [The Lion Trap. A Modernist Form as a Way of Thinking without Concepts and “Big Ideas”], Seans, Saint Petersburg, 560 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.4.038

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.