Прощальная встреча (социология похорон)

Ilya Evgenievich Levchenko

Аннотация


Статья посвящена выявлению особенностей прощальной встречи — похорон. Они представляют собой ритуальное оформление проводов умершего в пространство смерти, гарантирующее благополучное для живых преодоление границы между ними. Несмотря на историко-культурные и этноконфессиональные различия, в прощаниях с усопшим можно обнаружить общий алгоритм и сходные черты. Ретроспективный анализ обрядов показал, что во все времена существовала «стратификация» церемоний похорон. В XX веке за рубежом процесс секуляризации привел к значительному сокращению похорон, совершаемых в соответствии с религиозными ритуалами. С глубокой древности траурная музыка задает темпоритм похорон. Хотя переход от традиционного к модернизированному обществу в определенной степени модифицировал прощание, остались неизменными их фундаментальные черты — демонстрация любви и уважения к покойному, обряды выноса тела и траурное шествие к месту его последнего пристанища. Классификация похорон осуществляется по множеству оснований (количество усопших, социальный статус умершего, технологии, продолжительность и др.). Согласно обычаям, на отдельных стадиях или в определенных ритуалах похорон ограничивается или запрещается участие детей, женщин (особенно — беременных), тяжелобольных, престарелых людей и т. п. Наряду с жестко регламентированными церемониями, в жизни людей случаются экстренные похороны, когда продолжительность ритуалов сокращается, либо они не соблюдаются вовсе — в условиях боевых действий, природных или техногенных катастроф, пандемий. По своей «природе» похороны полифункциональны — они выполняют санитарно-гигиеническую, ритуальную, психотерапевтическую, консолидирующую, идентификационную, мемориальную и другие функции. В целом похороны можно рассматривать как «цепь» оппозиций: завершение — начало, разрыв — соединение, прощание — встреча и т. п.

Ключевые слова


прощальная встреча, социология похорон, темпоритм, траурная музыка, классификация похорон, функции похорон

Полный текст:

PDF

Литература


Adon’eva, S. B. (2004), Pragmatika fol’klora [The Pragmatics of folklore], St Petersburg University, Saint Petersburg, 312 p. (in Russian).

Assmann, J. (1989), “Death and initiation in the funerary religion of Ancient Egypt”, translated by Grauer, M. and Meyer, R., in Simpson, W. K. (ed.), Religion and Philosophy in Ancient Egypt. Yale Egyptological Studies 3, pp. 135–159.

Bailey, T. and Walter, T. (2016), “Funerals against death”, Mortality, vol. 21, no. 2, pp. 149–166. DOI: 10.1080/13576275.2015.1071344.

Baines, J. and Lacovara, P. (2002), “Burial and the dead in Ancient Egyptian society”, Journal of Social Archaeology, vol. 2 (1), pp. 5–36.

Boitsov, M. A. (2009), Velichie i smirenie. Ocherki politicheskogo simvolizma v srednevekovoi Evrope [Greatness and humility. Essays on Political Symbolism in Medieval Europe], ROSSPEN, Moscow, 550 p. (in Russian).

Brogan, H. (1997), Kennedy, translated by Drozd, A. B., Feniks, Rostov-on-Don, 384 p. (in Russian).

Bulgakov, S. V. (1993), Nastol’naya kniga dlya svyashchenno-tserkovnosluzhitelei, v 2 chastyakh. Chast’ 2 [A table book for the Holy clergy, in 2 parts, Part 2], The Moscow Patriarchate, Moscow, pp. 945–1772 (in Russian).

Durant, W. (1997), The Life of Greece, translated by Fedorin, V., Kron-Press, Moscow, 704 p. (in Russian).

“From the Book of the Dead. Chapter 125” (1978), in Zhukovskaya, K. N. (ed.), Povest’ Peteise III. Drevneegipetskaya proza, sbornik [The story of Peteise III. Ancient Egyptian prose, a Collection], translated by Korostovtsev, M. A., Khudozhestvennaya literatura, Moscow, pp. 256–260 (in Russian).

“Funerals in Protestantism” (2021), Ritual.ru, City funeral service in Moscow and the region, available at: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/pokhorony-v-protestantstve/ (accessed 16 October 2021) (in Russian).

Gazis-Sax, J. (1995), “A Brief History of Cemeteries”, Alsirat, available at: http://www.alsirat.com/ silence/history.html (accessed 16 October 2021).

Georgoulaki, E. (1996), “Religious and Socio-Political Implications of Mortuary Evidence”, Kernos, no. 9, pp. 95–120. DOI: 10.4000/kernos.1160.

Gerasimova, N. M. (1998), “The poetics of crying in Northern Russian lamentations”, in Kastrov,A. Yu. and Marchenko, Yu. I. (eds), Obryadovaya poeziya Russkogo Severa: Plachi, Prilozhenie № 7 k Byulletenyu foneticheskogo fonda russkogo yazyka [Ritual poetry of the Russian North: Lamentations, Appendix No. 7 to the Bulletin of the Phonetic Fund of the Russian language], Bokhum, Saint Petersburg, pp. 13–37 (in Russian).

Guiraud, P. (2001), La Vie privée et la vie publique des Romains, translated by Rusich, Rusich, Smolensk, 572 p. (in Russian).

Hayslip, Jr. B., Ward, M. L. and Sewell, K. W. (2009), “Funerals”, in Bryant, C. D. and Peck D. L., Encyclopedia of death and the human experience, SAGE Publications, Inc., Los Angeles, pp. 486–490.

Jenkins, N. (1986), The boat beneath the pyramid, translated by Mendel’son, F. L., Nauka, Moscow, 125 p. (in Russian).

“Lamentations” (1898), in Arsen’ev, K. K. and Petrushevskii, F. F. (eds), Entsiklopedicheskii slovar’, v 86 tomakh. Tom XXV (49), Prayaga — Prosrochka otpuska [Encyclopedic Dictionary, in 86 vols, Vol. XXV (49), Prayaga — Delayed vacation], Typo-Lithography by I. A. Efron, Saint Petersburg, pp. 288–289 (in Russian).

Levchenko, I. E. (2005), “Traditions of farewell: from the past to postmodernity”, in Zaks, L. A., Myasnikova, L. A., Semitko, A. P., Balmaeva, S. D., Zubkov, K. I., Zborovskii, G. E. et al. (eds), Mezhdu proshlym i budushchim: sotsial’nye otnosheniya, tsennosti i instituty v izmenyayushcheisya Rossii, materialy konferentsii, 17–18 maya 2005, Yekaterinburg, v 2 tomakh. Tom 2 [Between the Past and the Future: Social Relations, Values and Institutions in a Changing Russia, Proc. of the Conference, Yekaterinburg, Russia, May 17–18, 2005, in 2 vols, Vol. 2], Liberal Arts University — University for Humanities, Yekaterinburg, pp. 59–62 (in Russian).

Listova, T. (2015), “A celebration of the meeting of the living and the dead in the space of the cemetery. Modern calendar commemorations on the Russian-Ukrainian-Belarusian border”, in Gromov, D. V. (ed.), Memento Mori: pokhoronnye traditsii v sovremennoi kul’ture [Memento Mori: Funeral Traditions in Modern Culture], Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, pp. 54–77 (in Russian).

Montet, P. (1989), La vie quuotidienne en Egypte aux temps des Ramses, translated by Mendel’son, F. L., Nauka, Moscow, 380 p. (in Russian).

Nickell, W. (2000), “Tolstoy’s Death and the genre of public funerals in Russia”, translated by Silakova, S., Novoe literaturnoe obozrenie, no. 44, pp. 43–61 (in Russian).

“Percent Cremated in the UK (1884–2011) and of % of Funerals that are Church of England” (2020), Vexen Crabtree, available at: http://www.vexen.co.uk/UK/religion.html#burn (accessed 16 October 2021).

Polyakovskaya, M. A. (2011), Vizantiiskii dvortsovyi tseremonial XIV v.: «teatr vlasti» [Byzantine palace ceremonial of the XIV century: “theater of power”], Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, Yekaterinburg, 333 p. (in Russian).

Rekomendatsii o poryadke pokhoron i soderzhanii kladbishch v Rossiiskoi Federatsii MDK 11-01.2002 (rekomendovany protokolom NTS Gosstroya Rossii ot 25 dekabrya 2001 № 01-NS-22/1) [Recommendations on the procedure for burial and the maintenance of cemeteries in the Russian Federation MDK 11-01.2002 (recommended by the protocol of the NTS of the Gosstroy of Russia dated December 25, 2001 No. 01-NS-22/1)] (2001), Garant.ru, available at: https://base.garant. ru/12128536/ (accessed 16 October 2021) (in Russian).

Retief, F. P. and Cilliers, L. (2006a), “Burial customs and the pollution of death in ancient Rome: procedures and paradoxes”, Acta Theologica, vol. 26, no. 2, supplementum 7, pp. 128–146. DOI: 10.4314/actat.v26i2.52569.

Retief, F. P. and Cilliers, L. (2006b), “Burial customs, the afterlife and the pollution of death in Ancient Greece”, Acta Theologica, vol. 26, no. 2, supplementum 7, pp. 44–61. DOI: 10.4314/actat. v26i2.52560.

Sanchurskii, N. V. (1995), Rimskie drevnosti [Roman antiquities], Moscow State University, Moscow, 205 p. (in Russian).

Sedakova, O. A. (2004), Poetika obryada. Pogrebal’naya obryadnost’ vostochnykh i yuzhnykh slavyan [The poetics of the rite. Funeral rites of the Eastern and Southern Slavs], Indrik, Moscow, 320 p. (in Russian).

Sorokin, P. A. (1992), Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Person. Civilization. Society], translated by Sidorenko, S. A. and Sogomonov, A. Yu., Politizdat, Moscow, 542 p. (in Russian).

Thucydides (1999), Istoriya [History], translated by Stratanovskii, G. A., Ladomir, Moscow, 729 p. (in Russian).

Veiss, H. (1998), Istoriya tsivilizatsii: arkhitektura, vooruzhenie, odezhda, utvar’, illyustrirovannaya entsiklopediya v 3 tomakh. Tom 1, Klassicheskaya drevnost’ (do IV veka) [The History of Civilization. Architecture, Arms, Clothes, Utensils, an illustrated encyclopedia, in 3 vols, Vol. 1, Classical antiquity (before the IV century)], translated by EKSMO-Press, EKSMO-Press, Moscow, 752 p. (in Russian).

Velliský, F. (2000), Život Řeků a Římanů, translated by Rostovtsev, I. Ya. (ed.), EKSMO-Press, Moscow, 702 p. (in Russian).

Waller, M. (2003), 1700 Scenes from London Life, translated by Panova, M. V. and Tserr, T. P., Rusich, Smolensk, 379 p. (in Russian).

Winniczuk, L. (1988), Ludzie, zwyczaje, obyczaje starożytnej Grecji i Rzymu, translated by Ronin, V. K., Vysshaya shkola, Moscow, 496 p. (in Russian).

Yudin, A. V. (1999), Russkaya narodnaya dukhovnaya kul’tura [Russian folk spiritual culture], Vysshaya shkola, Moscow, 330 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.4.042

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.