Проектное обучение в системе профессиональной подготовки студентов: цели и проблемы реализации

Olga Nikolaevna Bryzgalova

Аннотация


В статье автор проводит теоретический анализ понятий «профессиональная подготовка» и «проектное обучение», а также обращается к рассмотрению проектного обучения как современной технологии в профессиональной подготовке студентов. На современном этапе профессиональной подготовки будущих специалистов активно внедряются новые технологии обучения. Одной из таких является проектное обучение. Оно существенным образом отличается от традиционных образовательных форм, имея как положительные характеристики, так и отрицательные. Отечественные исследователи, занимающиеся изучением проектного обучения, отмечают его перспективность и эффективность использования в системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Главным достоинством проектного обучения является то, что оно обеспечивает включение студентов в решение конкретных проблем отдельных предприятий. Студенты с помощью преподавателей вуза, специалистов организации занимаются приобретением набора навыков профессиональной деятельности. Проектный подход в обучении позволяет студентам ознакомиться с особенностями будущей специальности, выполнять реальные задачи и приобретать профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Приведены результаты пилотажного социологического исследования, направленного на выявление основных проблем, возникающих при организации проектного обучения в вузе студентов разных направлений подготовки.

Ключевые слова


профессиональная подготовка, проектное обучение, проектная деятельность, проект, студенты вузов, организация проектной работы студентов, проблемы перехода к проектному обучению

Полный текст:

PDF

Литература


Batyshev, S. Ya. (ed.) (1999), Entsiklopediya professional’nogo obrazovaniya, v 3 tomakh. Tom 2 [Encyclopedia of Vocational Education, in 3 vols, Vol. 2], Russian Academy of Education, Moscow, 440 p. (in Russian).

Berezhnova, E. V. and Kraevskii, V. V. (2007), Issledovaniya v oblasti obrazovaniya: problemy upravleniya kachestvom [Research in the field of education: problems of quality management], Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, 150 p. (in Russian).

Beznosyuk, E. V. (2018), “Professional training of future social pedagogues in the context of a competence approach”, Problems of modern pedagogical education, no. 58-1, pp. 20–23 (in Russian).

Boronina, L. N. and Senuk, Z. V. (2015), Osnovy upravleniya proektami, uchebnoe posobie [Fundamentals of Project Management, Tutorial], Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, Yekaterinburg, 112 p. (in Russian).

Chelnokova, E. A., Kaznacheeva, S. N. and Kalinkina, K. V. (2019), “Project training as an effective method of purchasing the experience of activity by students”, Problems of modern pedagogical education, no. 63-1, pp. 373–375 (in Russian).

Dewey, J. (1924), The School and Society, translated by Luchinskii, A., 2nd ed., Gosizdat, Moscow, 164 p. (in Russian).

D’yachenko, N. V. (2019), “Lecture Today: Tradition or Innovation”, Koncept, the periodical scientific and methodological electronic journal, no. V2, pp. 16–22, available at: http://e-koncept.ru/2019/196012. htm (accessed 15 October 2021) (in Russian).

Federal’nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated December 29, 2012 No. 273-FZ (last edition)] (2012), Konsul’tantPlyus, available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 17 October 2021) (in Russian).

GOST R ISO 21500-2014. Natsional’nyi standart Rossiiskoi Federatsii «Rukovodstvo po proektnomu menedzhmentu», utverzhden i vveden v deistvie prikazom № 1873-st Federal’nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 26 noyabrya 2014 [GOST R ISO 21500-2014. National standard of the Russian Federation “Guidelines for project management”, approved and put into effect by order No. 1873-st of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated November 26, 2014] (2015), Standartinform, Moscow, 50 p. (in Russian).

Kapranova, V. A. (2014), “Technology of project-based education at the university: from theory to practice”, in Rudneva, T. I. (ed.), Obrazovanie v sovremennom mire: rol’ vuzov v sotsial’noekonomicheskom razvitii regiona, sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchnometodicheskoi konferentsii, 18 marta 2014, Samara [Education in the modern world: the role of universities in the socio-economic development of the region, Collection of scientific papers of the International Conference, Samara, Russia, March 18, 2014], Samara State University, Samara, pp. 320–321 (in Russian).

Kilpatrick, W. H. (1925), The project method, translated by Yanzhul, E. N., Brokgauz-Efron, Leningrad, 43 p. (in Russian).

Luneva, E. V., Bobkova, N. D., Bryzgalova, O. N. and Khripunova, O. G. (2020), “Training of youth in project activity as factor of professional development”, Alma Mater. Vestnik Vysshey Shkoly, no. 4, pp. 80–83 (in Russian). DOI: 10.20339/AM.04-20.080.

Merenkov, A. V. (2021), “Alterations in the career orientations of university graduates to employment amidst the pandemic”, Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 9 (89), pp. 25–29 (in Russian). DOI: 10.24158/spp.2021.9.2.

Merenkov, A. V. and Shavrin, V. S. (2015), “What specialist is in demand in the labor market: opinion of employers and students”, Journal University Management: Practice and Analysis, no. 1 (95), pp. 94–104 (in Russian).

Panteleeva, N. G. (2020), “Professional training of students in higher school on the basis of competence approach”, Problems of modern pedagogical education, no. 67-4, pp. 324–328 (in Russian).

Prikaz № 482/03 ot 24.05.2019 «O vvedenii v deistvie Vremennogo polozheniya «O proektnom obuchenii» [Order No. 482/03 dated May 24, 2019 “On the Enactment of the Temporary Regulations “On Project-Based Learning”] (2019), the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, 45 p., available at: https://gsem.urfu.ru/ fileadmin/user_upload/site_15921/students/shgup/bachelor/project_learning/Prikaz_po_osnovnoi_ dejatelnosti_No_0482_03_ot_24.05.2019__O_vvedenii_v_deistvie_vremennogo_polozhenija_O_ proektnom__1708030_v2_.pdf (accessed 12 October 2021) (in Russian).

Simonenko, V. D., Pasternak, M. P. and Lerner, P. S. (1996), Tvorcheskie proekty uchashchikhsya 5–9 klassov obshcheobrazovatel’nykh shkol, kniga dlya uchitelya [Creative projects of students of grades 5-9 of secondary schools, A book for a teacher], Tekhnologiya, Bryansk, 238 p. (in Russian).

Sudakova, V. K. (2016), “Seminar as a form and method of teaching and educating students in history and social studies lessons”, Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika, no. 30-2, pp. 54–60 (in Russian).

Tetyukova, E. P. and Belykh, T. A. (2019), “Project-based learning is an innovative approach to the organization of the educational process in higher educational institutions of the Russian Federation”, in Ivanov, V. Yu. and Baitimirov, D. R. (eds), Fizika. Tekhnologii. Innovatsii, cbornik materialov VI Mezhdunarodnoi molodezhnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 70-letiyu osnovaniya Fiziko-tekhnologicheskogo instituta UrFU, 20–24 maya 2019, Yekaterinburg [Physics. Technology. Innovations, Collection of materials of the VI International Youth Scientific Conference dedicated to the 70th anniversary of the founding of the Physico-Technological Institute of UrFU, Yekaterinburg, May 20–24, 2019], Ural Federal University, Yekaterinburg, pp. 349–358 (in Russian).

“The winners of the student project school ‘Making the Future Together’ were announced at KSU” (2021), Kurgan State University, 01 April, available at: http://kgsu.ru/post/13859 (accessed 10 November 2021) (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.4.048

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.