Когнитивные лабиринты социального творчества

Bakhyt Zharmukhamedovna Zhussupova

Аннотация


В статье поднимается актуальная проблема поиска релевантной методологии современного социального познания, которая позволит адекватно отразить сложные, креативные реалии современного социума, представляющего качественно иное образование по сравнению с предыдущими — инновационное, супердинамичное, полифоничное, парадоксальное и даже абсурдное. Мы на «пороге» неизвестной социальной реальности. Нынешний ход общественного развития безапелляционно опровергает классические установки социальной философии и доказывает их несостоятельность в стремлении к абсолютизации, идеализации, их безжизненность и даже бесчеловечность, а также опасность, приводя ко многим идеологическим заблуждениям, социальной напряженности и к социальным катаклизмам. Стало бесспорным, что общество ХХI века нуждается в качественно новых парадигмах социального познания и понимания. Это принципиально другая природность, другая социальность, другая «человечность». Трансформация классической социальной философии в неклассический и постнеклассический социально-философский дискурс была, бесспорно, вызвана необходимостью поиска новых релевантных когнитивных парадигм, заточенных на понимание человека, существование которого в условиях современных цивилизационных вызовов гетерогенной социальности стало крайне напряженным и остро проблематичным. Статья посвящена обоснованию нового гуманитарного концепта постнеклассической социально-философской парадигмы, делающей акцент на сингулярности человеческого бытия, самоорганизующегося в границах полиструктурной социальной пролиферации современного общества, в когнитивном и онтологическом пространстве легитимирующей неопределенность. «Неопределенность» — актуальное слово и понятие современной научной и обыденной культуры, фундаментальная характеристика современности. Однако речь не об инфляции истины, а о поиске новой социально-исследовательской парадигмы, способной отразить «турбулентные» процессы современного социума, элиминирующие классические социальные установки.

Ключевые слова


социальное познание, парадигма, метод, гетерогенный, децентрация, постнеклассический, турбулентный, неопределенность

Полный текст:

PDF

Литература


Antonovskii, Yu. M. (2014), Dzhordano Bruno. Ego zhizn’ i filosofskaya deyatel’nost’ [Giordano Bruno. His Life and Philosophical Activity], Prospect, Moscow, 92 p. (in Russian).

Barthes, R. (1989), Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected Works: Semiotics. Poetics], translated by Kosikov, G. K., Narumov, B. P., Zenkin, S . N. et al., Progress, Moscow, 616 p. (in Russian).

Baudrillard, J. (2000), La Transparence du Mal. Essai sur les phénomènes extrêmes, translated by Lyubarskaya, L. and Markovskaya, E., Dobrosvet, Moscow, 258 p. (in Russian).

Baudrillard, J. (2012), Simulacres et simulation, translated by “Exsistencia”, LiveJournal, 21 December, available at: https://exsistencia.livejournal.com/9404.html (accessed 17 January 2022) (in Russian).

Baudrillard, J. et Cioran, E. (2015), Matritsa Apokalipsisa. Poslednii zakat Evropy [Apocalypse Matrix. Europe’s last sunset], translated by Algoritm Publishing House, Algoritm, Moscow, 271 p. (in Russian).

“Diskurs” (2007), in Gritsanov, A. A. (ed.), Noveishii filosofskii slovar’. Postmodernizm [The Latest Philosophical Dictionary. Postmodernism], Sovremennyi literator, Minsk, pp. 148–152 (in Russian).

Dostoevskii, F. M. (1990), “Crime and Punishment”, in Dostoevskii, F. M., Izbrannye sochineniya [Selected writings], Khudozhestvennaya literatura, Moscow, pp. 120–534 (in Russian).

Gritsanov, A. A. and Abushenko, V. L. (2008), Mishel’ Fuko [Michel Foucault], Knizhnyi dom, 320 p. (in Russian).

Kant, I. (1964), “Critique of Pure Reason. Preface to the First Edition”, in Kant, I., Sochineniya, v 6 tomakh. Tom 3 [The Collected Works, in 6 vols, Vol. 3], translated by Losskii, N., Mysl’, Moscow, pp. 73–81 (in Russian).

Kashin, V. V. and Musin, D. Z. (2012), “Richard Rorty: Critisism of Philosophy as a Representation”, Vestnik of the Orenburg State University, no. 7 (143), pp. 94–99 (in Russian).

Kerimov, T. Kh. (2011), Bytie i razlichie: genealogiya i geterologiya [Being and Difference: Genealogy and Heterology], Mir Foundation, Akademicheskii proekt, Moscow, 256 p. (in Russian).

Kerimov, T. Kh. (2016), “Overcoming of Metaphysics: Presuppositions and Landmarks”, Intellect. Innovations. Investments, no. 10, pp. 23–25 (in Russian).

Mamardashvili, M. K. (2002), “Introduction to Philosophy”, in Mamardashvili, M. K., Filosofskie chteniya [Philosophical readings], Azbuka-klassika, Saint Petersburg, pp. 7–172 (in Russian).

Nancy, J.-L. (200 4), Être singulier pluriel, translated by Furs, V. V. and Shchittsova, T. V. (ed.), Publishing House I. Logvinov, Minsk, 272 p. (in Russian).

Stepin, V. S. (2013), “Types of scientific rationality and synergetic paradigm”, Slozhnost’. Razum. Postneklassika, no. 4, pp. 45–59, available at: cmp.esrae.ru/5-38 (accessed 17 January 2022) (in Russian).

Zbrozhek, E. A. (2012), “The Ontology of the Gap as a Key for Understanding Zizek’s Philosophy”, Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy, no. 2 (8), pp. 115–120 (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.1.002

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.