Эрнст Блох о нацизме, или Иохим Флорский против Третьего рейха (Комментарий к переводу статьи Э. Блоха “К оригинальной истории Третьего рейха“)

Sergey Evgenievich Vershinin

Аннотация


В статье рассматриваются взгляды немецкого философа Эрнста Блоха на проблему эволюции идеи «Третьего рейха» в европейской христианской традиции Средневековья и Нового времени, а также ее актуализации германским нацизмом. Автор — переводчик многих текстов Э. Блоха предпринимает попытку понять истоки популярности нацизма с культурологической и историко-философской точек зрения. Э. Блох в ряде работ начиная с 1924 года обращается к европейской христианской традиции, к тем образам и фигурам, которые определяли мыслительный ландшафт многие столетия. Образ Третьего рейха в интеллектуальной истории Европы и европейской христианской традиции занимает большое место, а влияние этого образа на сознание масс нельзя недооценивать. Блох вскрывает противоречивость концепции Третьего рейха и фигуры спасителя («кайзера-освободителя», «вождя»), которая содержит в себе как истоки стыковки христианства и антифашизма, так и основания для инверсии в пользу нацизма. Основное внимание уделяется исследованию взглядов Э. Блоха на наследие богослова Иоахима Флорского (XII век), создавшего историософскую схему, которая имела влияние на многие философские и религиозные концепции истории. Блох вписывает Иоахима Флорского в историко-философскую традицию, анализируя мифологему Спасителя в культурной истории Европы. Представлен обзор современных исследований наследия И. Флорского российскими и зарубежными учеными, которые доказывают актуальность идей Э. Блоха, выявившего связь между средневековыми религиозными движениями и нацизмом, открывая дискуссию с противоположными точками зрения. Рассматривается взаимоотношение хилиазма и революции, влияние мистицизма на сознание немецкого общества начала ХХ века и на интеллектуалов. Дается характеристика позиции Э. Блоха, считавшего, что германский нацизм совершил идеологическую кражу теологических христианских понятий. Освещается призыв Блоха изменить отношение к средневековому хилиазму и мистицизму в связи с существующим в этих течениях революционным потенциалом.

Ключевые слова


Эрнст Блох, Третий рейх, Иоахим Флорский, спаситель, хилиазм, мистицизм, идеологическая кража, антифашизм

Полный текст:

PDF

Литература


Allenov, S. (2013), “The image of Russia and the formation of the political worldview of the young Joseph Goebbels (‘Russia, you are the hope of the dying world!’ (1921-1923))”, The Journal of Political Theory, Political Philosophy and Sociology of Politics Politeia, no. 2, pp. 86–106 (in Russian).

Anichkov, E. (2018), “Joachim of Fiora and Johannes Scotus Eriugena”, Solovyov studies, is s. 4 (60), pp. 120–131 (in Russian).

Arbeitsgruppe fuer Sprachberatung und Lexikographie der Universitaet Essen (1996), Deutsches Woerterbuch. Mit der geltenden und der neuen Rechtsschreibung (1996), Honos Verlag, Bergisch Gladbach, 1493 S.

Balagushkin, E. (2013), Mistitsizm v sovremennoi Rossii: Teoriya. Osnovnye predstaviteli [Mysticism in modern Russia: Theory. The main representatives], Librokom, Moscow, 232 p. (in Russian).

Bloch, E. (1985), Werkausgabe, in 16 Bdn., Bd. 4, Erbschaft dieser Zeit, Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main, 415 S.

Bloch, E. (2000), Logos Materie — Eine Logik im Werden. Aus dem Nachlass 1923–1949, Cunico, G. (Hrsg.), Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main, 679 S.

Bloch, E. (2021), “Ungleichzeitigkeit und Pflicht zu ihrer Dialektik”, translated by Vershinin, S. E., Koinon, vol. 2, no. 3, pp. 139–157 (in Russian). DOI: 10.15826/koinon.2021.02.3.032.

Dietschy, B. (2017), Ernst Bloch und die unterirdische Geschichte rebellischer Spiritualitаеt, in FornetBetancourt, R. und Senent de Frutos, J. A. (Hrsg.), Spiritualitаеten und Religionen: Ihr Beitrag zur Gerechtigkeit und Erkenntnis in der globalen Gesellschaft, Aachen, S. 105–119.

Dietschy, B. (2018), „Im Mischdunkel nationaler Berauschung Ernst Blochs Erbschaft dieser Zeit, in Zeiten des Rechtspopulismus gelesen“, Das Argument, № 325 (60 Jahrgang, Heft 1), S. 31–44.

Eliade, M. (2002), Histoire des croyances et des idees religieuses, en 3 vol., Vol 3, De Mahomet a l‘age des Reformes, translated by Abalakova, N. B., Balashova, S. G., Davydov, A. D., Kulakova, H. H. and Starostina, A. A., Krite rion, Moscow, 352 p. (in Russian).

Engels, F. (1961), “The development of socialism from utopia to science”, in Marx, K. and Engels, F., Sochineniya, v 50 tomakh. Тom 19 [Collected Works, in 50 vols, Vol. 19], 2nd ed., Izdatel’stvo politicheskoi literatury, Moscow, pp. 185–230 (in Russian).

Florskii, J. (2001), “Coordination of the Old and New Testaments”, in Neretina, S. S. (ed.), Antologiya srednevekovoi mysli: Teologiya i filosofiya evropeiskogo Srednevekov’ya, v 2 tomakh. Tom 1 [Anthology of Medieval Thought: Theology and Philosophy of the European Middle Ages, in 2 vols, Vol. 1], The Russian Christian Institute for the Humanities, Saint Petersburg, pp. 506–537 (in Russian).

Gagarin, A. (20 06), “ ‘Homo Interior’ of Augustin Aurelius (The Blessed)”, Discourse-P, iss. 1 (6), pp. 64–67 (in Russian).

Kerov, V. (1994), Idei Apokalipsisa v srednie veka (Ioakhim Florskii, Olivi, beginy Yuzhnoi Frantsii) [Ideas of the apocalypse in the Middle Ages (Joachim Florsky, Olivi, beguines of Southern France)], Luch, Moscow, 190 p. (in Russian).

Krinitsyn, A. (2007), „Dostoevsky’s in Germany”, in Kasatkina, T. A. (ed.), Dostoevskii i ХХ vek, v 2 tomakh. Тom 2 [Dostoevsky and the twentieth century, in 2 vols, Vol. 2], IMLI RAS, Moscow, pp. 178–249 (in Russian).

Krylov, A. (2021), “The Genealogy of the concept ‘inner man’: from Plato to the Desert Fathers”, Humanities Bulletin of BMSTU, no. 2 (88), pp. 1–9 (in Russian). DOI: 10.18698/2306-8477- 2021-2-710.

Loewith, K. (1983), Sаеmtliche Schriften, in 9 Bdn., Bd. 2, Weltgeschichte und Heilsgeschehen: Zur Kritik der Geschichtsphilosophie, Stichweh, K., de Launay, M. B., Lutz, B. und Ritter, H. (Hrsg.), Metzler, Stuttgart, 607 S.

Loewith, K. (2021), Meaning in History. The Teological Implications of the Philosophy of History, translated by Sarkis’yants, A. A., Vladimir Dal’, Saint Petersburg, 512 p. (in Russian).

Maksimov, M. (1998), “Vl. Solovyov and Joachim Florsky: Historiosophical Parallels”, Filosofskii al’manakh, no. 1-2, Ivanovo, pp. 254–262 (in Russian).

Parilov, O. and Sobko, R. (2011), “The ideological continuity of V. S. Solovyov and Joachim Florsky”, Solovyov studies, iss. 2 (30), pp. 26–32 (in Russian).

Rychkov, A. (2018a), “Vladimir Solovyov and the Antichrists of Joachim Florsky”, Solovyov studies, iss. 3 (59), pp. 6–42 (in Russian).

Rychkov, A. (2018b), “Meeting of Joachim of Fiora and Eriugena at the End of the Silver Age”, Solovyov studies, iss. 4 (60), pp. 131–137 (in Russian).

Schmidt Noerr, G. (2016), „Blochs Analyse faschistischer Propaganda“, in Schiller, H.-E. (Hrsg.), Staat und Politik bei Ernst Bloch, Nomos, Baden-Baden, S. 79–106.

Scholtz, G. (1982), „Drittes Reich. Begriffsgeschichte mit Blick auf Blochs Originalgeschichte“, BlochAlmanach 2, Ludwigshafen, S. 17–38.

Shmid, U. (2021), “On the perception of Dostoevsky during the years of German National Socialism”, in Dostoevskii v zarubezhnoi retseptsii: ot klassiki do postmoderna, antologiya, v 2 chastyakh. Chast’ 2 [Dostoevsky in Foreign Reception: from Classics to Postmodernity, an anthology, in 2 parts, Part 2], The Christian Academy for the Humanities, Saint Petersburg, pp. 428–440 (in Russian).

Sobko, R. (2011), Istoriosofskii khiliazm Ioakhima Florskogo i ego retseptsiya v tvorchestve Vladimira Solov’eva [The Historiosophical chiliasm of Joachim Florsky and his reception in the works of Vladimir Solovyov], Ph.D. Thesis, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 26 p. (in Russian).

Tsypina, L. and Yanishevskaya, I. (2010), “Apocalyptic syndrome: the development of the idea of the Third Testament in the dialogue of D. Merezhkovsky and Z. Gippius with Joachim Florsky”, Review of the Christian Academy for the Humanities, vol. 11, no. 4, pp. 18–25 (in Russian).

Vershinin, S. E. (2021), “Ernst Bloch’s Concept of Non-Simultaneity (Preface to Translation)”, Koinon, vol. 2, no. 3, pp. 128–138 (in Russian). DOI: 10.15826/koinon.2021.02.3.031.

Voegelin, E. (2009), “Gnosticism — the nature of modernity”, Antimodernism.ru, available at: https:// antimodern.ru/gnosticizm-priroda-sovremennosti (accessed 10 April 2022) (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.1.009

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.