Этнорелигиозная идентичность молодых мигрантов второго поколения: проблема измерения и трансформации в современных полиэтничных мегаполисах (на примере города Монреаля)

Tatyana Nikolayevna Lipatova

Аннотация


В статье анализируется методологический подход Всеволода Исаива к измерению этнической и религиозной идентичности мигрантов, раскрываются механизмы формирования и трансформации этнической и религиозной идентичности молодых арабов-мигрантов второго поколения, исповедующих христианство и ислам, города Монреаля на основе исследования Пола Эйда. Отмечается, что концепция этнической идентичности В. Исаива включает субъективную приверженность этнической группе и ее культуре и объективные процессы социализации, благодаря которым индивид приобщается к этнической культуре и присоединяется к первичным этническим группам и этническим структурам. Шкала измерения этнической идентичности, разработанная исследователем, отражает концептуальные различия между субъективными и объективными аспектами этнической идентичности и ее социальными и культурными контекстами, образуя матрицу четыре на четыре: объективный/культурный, объективный/социальный, субъективный/ культурный и субъективный/социальный компоненты. Исследованы механизмы пересечения этнической и религиозной идентичностей арабо-канадской молодежи и процесс реконструирования этнорелигиозной идентичности. Сделаны выводы, что этническое и религиозное сознание не обязательно связано с определенными уровнями интеграции в этнические и религиозные группы и сети. Этническая идентичность оказалась более устойчивой благодаря социализации и культурной интеграции. Основные методологические подходы, методы и результаты зарубежных исследователей, приведенные в статье, могут быть использованы отечественными социологами при изучении проблем этнической и религиозной идентичности мигрантов, проживающих в России.

Ключевые слова


этническая идентичность, религиозная идентичность, индекс этнической идентичности, индекс религиозной идентичности, Монреаль, арабы, христиане, мусульмане, религиозная эндогамия, ислам

Полный текст:

PDF

Литература


Abu-Laban, B. (1980), An Olive Branch on the Family Tree. The Arabs in Canada, McClelland and Stewart, Toronto, 259 р.

Bibby, R. W. (2002), Restless Gods: The Renaissance of Religion in Canada, Stoddart, Toronto, 286 p.

Breton, R. (1964), “Institutional Completeness of Ethnic Communities and the Personal Relations of Immigrants”, American Journal of Sociology, vol. 70, no. 2, pp. 193–205. DOI: 10.1086/223793.

Eid, P. (2007), Being Arab: Ethnic and Religious Identity Building among Second Generation Youth in Montreal, McGill-Queen’s University Press, Quebec, 255 p.

Isajiw, W. W. (1990), “Ethnic Identity Retention”, in Breton, R., Isajiw, W. W., Kalbach, W. E. and Reitz, J. G., Ethnic Identity and Equality. Varieties of Experience in a Canadian City, University of Toronto Press, Toronto, pp. 34–91.

Isajiw, W. W. (1997), “On the Concept of Social Incorporation”, in Isajiw, W. W. and Perera, T. (eds), Multiculturalism in North America and Europe: Comparative Perspectives on Interethnic Relations and Social Incorporation, Canadian Scholar’s Press, Toronto, pp. 79–103.

Isajiw, W. W., Sev’er, A. and Driedger, L. (1993), “Ethnic Identity and Social Mobility: A Test of the ‘Drawback Model’ ”, Canadian Journal of Sociology, vol. 18, no. 2, pp. 177–196. DOI: 10.2307/3341257.

Kalbach, W. E. (1990), “Ethnic Residential Segregation and Its Significance for the Individual in an Urban Setting”, in Breton, R., Isajiw, W. W., Kalbach, W. E. and Reitz, J. G., Ethnic Identity and Equality. Varieties of Experience in a Canadian City, University of Toronto Press, Toronto, pp. 92–134.

Laperrière, A., Compère, L., D’khissy, M., Dolce, R. and Fleurant, N. (1994), “Mutual Perceptions and Interethnic Strategies among French, Italian, and Haitian Adolescents of a Multiethnic School in Montreal”, Journal of Adolescent Research, vol. 9, no. 2 (April), pp. 193–217. DOI: 10.1177/074355489492005.




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.1.011

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.