Проблема однополых браков — один из многих вызовов развивающегося общества современной культуре (культурологическое послесловие)

Lev Abramovich Zaks

Аннотация


Статья является послесловием к опубликованным в данном номере «Койнона» статьям правоведов М. А. Краснова и А. П. Семитко. Опираясь на материал этих статей, автор предлагает культурологическое видение проблемы однополых браков. С его точки зрения, главное противоречие жизни современного человечества — это порожденное масштабными всесторонними радикальными изменениями социокультурного мира противоречие между прошлым и возникающим сегодня будущим. Между старым опытом, воплощенным в традициях, нормах, ценностях, ментальных матрицах и привычках культуры, — и новым, сегодня совершаемым опытом, радикально отличающимся от прошлого, формирующим новые представления, ценности, способы деятельности и человеческих отношений. Этот новый опыт несет еще не виданные перспективы обществу и человеку, но он же рождает и новую, пока не освоенную сложность, неопределенность будущего, часто непонятные и даже непредсказуемые риски и угрозы. Радикальная эволюция современного человечества, таким образом, каждый день рождает новые сложные вызовы обществу, культуре, человеку. Проблема однополых браков в указанном контексте оказывается одним из вызовов, рожденных ускоренной эволюцией и порожденным ею противоречием прошлого и будущего. Важное звено концепции статьи — констатация рожденного ускоренным развитием амбивалентного значения культурного прошлого. Оно воспринимается и реально работает, с одной стороны, как не соответствующее и потому не нужное настоящему и будущему, как препятствие развитию общества и человека, а с другой — в условиях неопределенности перспектив и рисков во многом непредсказуемой радикальной эволюции — оно же получает новую ценность как резервуар проверенного жизнью опыта (даже не всегда осознаваемого), как важный фактор самосохранения общества в его антропологической и социальной специфике, в его закономерных, проверенных на практике отношениях с природой. С этой точки зрения автор оценивает как заслуживающую внимательного отношения, полезную для нахождения оптимального решения сложной проблемы однополых браков умеренно консервативную позицию М. А. Краснова, чья апелляция к традиционным иудеохристианским морально-нравственным истокам права и на этой основе критическое отношение к однополым бракам взывает к спокойному взвешенному анализу их возможных последствий, пока практически неясных. Отвечая на этот имплицитный призыв Краснова и, с другой стороны, на верный антитезис А. П. Семитко об исторической изменчивости морально-нравственных оснований права, автор обозначает самую проблемную зону однополых семей: социализацию детей, в течение всей предыдущей истории человечества осуществлявшуюся разнополыми парами, чьи особенности и различия во многом определили воспроизводство фундаментальной антропологической специфики человека и человеческого рода. Поэтому и появление однополых родителей не может не быть антропологически существенно. Но как именно, об этом пока нет надежной информации. В итоге автор выделяет три важнейших аспекта вызова рассматривавшейся проблемы: вызов, требующий тщательного всестороннего анализа опыта однополых семей по социализации детей, адекватного постижения проблемы в ее сложности; вызов, требующий объединения усилий сторонников разных взглядов и подходов к проблеме и подлинного диалога между ними, цивилизованной дискуссии; вызов, требующий практического культуротворчества: нахождения и реализации способа оптимального решения проблемы в гармоническом единстве интересов личностей и общества.

Ключевые слова


проблема однополых браков, культурные основания права, главное противоречие современности, истоки гомофобии, умеренный консерватизм, антропологическое значение гетеросексуальных семей, социализация детей как проблемный центр однополых семей, однополые бра

Полный текст:

PDF

Литература


Alieva, F. (2022), “Cuban Parliament Approves Same-Sex Marriage Legalization Bill”, Snob, available at: https://snob.ru/news/parlament-kuby-odobril-zakonoproekt-o-legalizacii-odnopolyh-brakov/ (accessed 23 July 2022) (in Russian).

Asmolov, A. G. (2016), Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i raznoobraziya [Psychology of Modernity: Challenges of Uncertainty, Complexity, and Diversity], Federal’nyi institut razvitiya obrazovaniya, Moscow, 24 p. (in Russian).

Beck, U. (2000), Risikogesellschaft: auf dem Weg in eine andere Moderne, translated by Sedel’nik, V. and Fedorova, N., Progress-Traditsiya, Moscow, 383 p. (in Russian).

Bloch, E. (2021), “Ungleichzeitigkeit und Pfl icht zu ihrer Dialektik”, translated by Vershinin, S. E., Koinon, vol. 2, no. 3, pp. 139–157 (in Russian). DOI: 10.15826/koinon.2021.02.3.032.

Buller, A. (2022), Sledy i sloi vremeni (so stat’yami Rainkharta Kozelleka) [Traces and layers of time (with articles by Reinhart Koselleck)], Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Moscow, Saint-Petersburg, 208 p. (in Russian).

Giddens, A. (2011), The Consequences of Modernity, translated by Olkhovikov, G. K. and Kibalchich, D. A., Praksis, Moscow, 352 p. (in Russian).

Kluckhohn, С. (1953), “Universal Categories of Culture”, in Kroeber, A. L. (ed.), Anthropology Today: An Encyclopedic Inventory, University of Chicago Press, Chicago, pp. 507–523.

Kroeber, A. L. (1910), “The Morals of Uncivilized People”, American Anthropologist, vol. 12, no. 3, pp. 437–447.

Kutyrev, V. A. (2015), Poslednee tselovanie. Chelovek kak traditsiya [The Last Kiss. Man as a Tradition], Aleteiya, Saint-Petersburg, 312 p. (in Russian).

Malinowski, B. (2000), A Scientific Theory of Culture, translated by Utekhina, I. V., OGI, Moscow, 208 p. (in Russian).

Murdock, G. P. (1945), “The Common Denominator of Culture”, in Linton, R. (ed.), The Science of Man in the World Crisis, Columbia University Press, New York, pp. 123–142.

“The State Duma proposed to Toughen Penalties for Propaganda of Non-traditional Relationships” (2022), Izvestiya, available at: https://iz.ru/1368157/2022-07-21/v-gosdume-predlozhili-uzhestochitnakazanie-za-propagandu-netraditcionnykh-otnoshenii (accessed 22 July 2022) (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.2.017

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.