Конструктивизм: прагматический утопизм

Christina Lodder

Аннотация


В данной статье представлен обзор истории конструктивизма и его основных теорий и практик в Советской России 1920-х и начала 1930-х годов с акцентом на различные сферы практико-ориентированной деятельности, включая архитектуру, мебель, графический дизайн, фотографию, скульптуру и текстиль, через подробный анализ некоторых проектов, которые наиболее ярко воплощают конструктивистский подход. Некоторые из этих проектов были созданы первыми членами Рабочей группы конструктивистов (Александр Родченко, Варвара Степанова, Алексей Ган и др.), а другие — художниками, никогда официально не входившими в группу, но разделявшими идеи конструктивизма (братья Веснины, Густавы Клуцис, Любовь Попова, Владимир Татлин и др.). Автор утверждает, что в рамках социальных, экономических и производственных условий России начала 1920-х годов стремление конструктивистов к преобразованию советской материальной среды, несмотря на попытки решения реальных повседневных проблем, было утопическим как в теории, так и на практике. Этот аргумент подтверждается подробным анализом некоторых объектов конструктивизма.

Ключевые слова


конструктивизм, эстетическая программа, утопия и реальность, конструктивистская скульптура, дизайн, архитектура, текстиль, плакат, ОБМОХУ, ВХУТЕМАС

Полный текст:

PDF

Литература


Andrews, R., Kalinovska, M., Andel, J., Smith, O. et al. (1990), Art into life: Russian Constructivism, 1914-1932, Henry Art Gallery, Seattle, Rizzoli, New York, 276 р.

Dekret Soveta narodnykh komissarov o Vysshikh gosudarstvennykh khudozhestvenno-tekhnicheskikh masterskikh [Decree of the Council of People’s Commissars on the Higher State Artistic and Technical Workshops] (1920), Izvestiya, no. 291 (in Russian).

Derkusova, I. (ed.) (2014), Gustav Klucis Complete Catalogue of Works in the Latvian National Museum of Art, Ilustrated two-volume edition in Latvian and English, Latvian National Museum of Art, Riga.

Gan, A. (1922), “Cinematography and cinematography”, Kino-fot, no. 1, p. 1 (in Russian).

Gan, A. (1922), Konstruktivizm [Constructivism], Tverskoe izdatel’stvo, Tver, 70 p. (in Russian).

Gan, A. (2014), Constructivism, translation and introduction by Lodder, Ch., Tenov Books, Barcelona, 178 р.

Ginzburg, A. (ed.) (2020), Dom Narkomfina, Restavratsiya, 2016-2020 [The Narkomfin Building. Restoration, 2016-2020], Department of cultural heritage of the city of Moscow, Moscow, 140 p. (in Russian).

Gough, M. (2005), The Artist as Producer: Russian Constructivism in Revolution, University of California Press, Berkeley, 258 р.

Informatsionnyi otdel INKhUKa (1923), “Institute of Artistic Culture”, Russkoe iskusstvo, no. 2-3, pp. 85–88 (in Russian).

Khan-Magomedov, S. O. (1986), Rodchenko: The Complete Work, Quilici, V. (ed.), The MIT Press, Cambridge, MA, 303 р.

Khan-Magomedov, S. O. (2003), Konstruktivizm. Kontseptsiya formoobrazovaniya [Constructivism. The concept of shaping], Stroizdat, Moscow, 576 p. (in Russian).

Khan-Magomedov, S. O. (2008), Vladimir i Georgii Stenbergi: tvortsy avangarda [Vladimir and Georgy Stenberg: creators of the avant-garde], Russian Avant-Garde Foundation, Moscow, 240 p. (in Russian).

Kiaer, Ch. (2005), Imagine No Possessions: The Socialist Objects of Russian Constructivism, The MIT Press, Cambridge, MA, London, 344 р.

Lenin, V. I. (1969), Polnoe sobranie sochinenii, v 55 tomakh. Tom 26, Iyul’ 1914 — avgust 1915 [Complete Set of Works, in 55 vols, Vol. 26, July 1914 — August 1915], 5th ed., Izdatel’stvo politicheskoi literatury, Moscow, 590 p. (in Russian).

Lenin, V. I. (1970), “Our External and Internal Position and the Tasks of the Party (Speech of November 21)”, in Lenin, V. I., Polnoe sobranie sochinenii, v 55 tomakh. Tom 42, Noyabr’ 1920 — mart 1921 [Complete Set of Works, in 55 vols, Vol. 42, November 1920 — March 1921], 5th ed., Izdatel’stvo politicheskoi literatury, Moscow, pp. 17–38 (in Russian).

Mayakovskii, V. V. (ed.) (1923), LEF, Zhurnal levogo fronta iskusstv, Gosizdat, Moscow, no. 2, 178 p. (in Russian).

Mayakovskii, V. V. (ed.) (1923), LEF, Zhurnal levogo fronta iskusstv, Gosizdat, Moscow, no. 3, 187 p. (in Russian).

Pertsov, V. (1925), Za novoe iskusstvo. Reviziya levogo fronta v sovremennom russkom iskusstve [For new art. Revision of the Left Front in Contemporary Russian Art], Vserossiiskii Proletkul’t, Moscow, 147 p. (in Russian).

Punin, N. (1920), Pamyatnik III Internatsionala: Proekt khudozhnika V. E. Tatlina [Monument of the III International: Project of the artist V. E. Tatlin], Department of Fine Arts N. K. P., Saint Petersburg, 5 p. (in Russian).

Siukonen, J. (2001), Uplifted Spirits, Earthbound Machines: Studies on Artists and the Dream of Flight, 1 900-1935, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, Helsinki, 192 р.

Strizhenova, T. (1991), Soviet Costume and Textiles 1917-1945, Flammarion, Paris, 311 р.

Tatlin, V. (1924), “New way of life”, Krasnaya panorama, no. 23 (41), p. 19 (in Russian).

Tatlin, V. (1932), “Art into technology”, Brigada khudozhnikov, no. 6, pp. 15–16 (in Russian).

Tatlin, V., Shapiro, T., Meerzon, I. and Vinogradov, P. (1921), “Our future work”, in VIII s”ezd Sovetov. Ezhednevnyi byulleten’ s”ezda [VIII Congress of Soviets, daily bulletin of the Congress], 1 January, no. 13, p. 11 (in Russian).

Varst (1926), “Rabochii klub. Konstruktivist A. M. Rodchenko”, Sovremennaya arkhitektura, no. 1, p. 36 (in Russian).

Viktorov, P. (1923), “Artists, respond!”, Pravda, 29 November (in Russian).

Yasinskaya, I. (1983), Soviet Textile Design of the Revolutionary Period, Thames and Hudson, London, 106 р.

Zelinskii, K. (1932), “Letatlin”, Vechernyaya Moskva, 6 April (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.2.020

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.