Казанский авангард 1910–1930-х годов: региональные и национальные особенности

Olga Lvovna Ulemnova

Аннотация


Статья посвящена региональному варианту русского авангарда, развивавшемуся в Казани — важном художественном центре России, столице обширного региона с многоконфессиональным и многонациональным населением. В статье раскрываются истоки явления и основные этапы развития, обусловленные историческими событиями, такими как создание и реорганизация казанской художественной школы, Первая мировая и Гражданская войны, революции 1917 года. Искусство Казани позиционируется как часть общероссийского художественного процесса, развитие которого в революционные годы стало определяться новой государственной культурной политикой. Она была выработана художниками-авангардистами и была направлена на продвижение и широкую пропаганду авангардного искусства. Развитие авангарда раскрывается через деятельность художественных объединений Казани «Подсолнечник», «Всадник», «ТатЛЕФ», «СУЛФ», через творчество ведущих художников К. Чеботарева, А. Платуновой, И. Никитина, С. Федотова, И. Плещинского, Н. Шикалова, Ф. Тагирова, Б. Урманче и др. Автор выявляет особенности казанского авангарда, определяемые национальными и религиозными факторами: основными народами региона являются русские и татары, исповедующие православие и ислам. Это определило преобладание на первом этапе русских художников, их увлечение разнообразными стилевыми направлениями европейского авангарда, реализованными в разных видах искусства, их интерес к искусству народов своего региона, которое становилось важным источником для экспериментов. Характерной чертой казанского авангарда с середины 1920-х годов стало формирование плеяды художников-татар, чему способствовала отмена после революции религиозных ограничений ислама, не дававших развиваться татарскому изобразительному искусству. Важную роль сыграла целенаправленная деятельность Б. Урманче по привлечению татарской молодежи к художественному образованию. В этой среде получили развитие преимущественно графика и театрально-декорационное искусства, а основным стилевым направлением татарского авангарда стал конструктивизм.

Ключевые слова


агитационно-массовое искусство, живопись, графика, искусство книги, театрально-декорационное искусство, художественные объединения, стилевые направления, выставочно-издательская деятельность

Полный текст:

PDF

Литература


Andreeva, L. V. et al. (1967), Agitatsionno-massovoe iskusstvo pervykh let Oktyabr’skoi revolyutsii, katalog vystavki [Agitation-mass art of the first years of the October Revolution, exhibition catalog], Sovetskii khudozhnik, Moscow, 60 p. (in Russian).

Belov, E. (1918), “For art exhibitions”, Kazanskoe slovo, 12 May, p. 2 (in Russian).

Blagov, Yu. A. (2005), KEMST i teatral’naya zhizn’ Kazani 1920-kh (Opyt issledovaniya) [KEMST and theatrical life of Kazan in the 1920s (research experience)], Tatpoligraf, Kazan, 234 p. (in Russian).

Bobrinskaya, E. (2003), Russkii avangard: istoki i metamorfozy [Russian avant-garde: origins and metamorphoses], Pyataya strana, Moscow, 302 p. (in Russian).

Chagin, P. I. (ed.) (1929), Krasnaya panorama, Leningrad, vol. 5 (in Russian).

Chervonnaya, S. M. (2001), “Alexandra Platunova: Kazan avant-garde”, in Kovalenko, G. F. (ed.), Amazonki avangarda, sbornik [Amazons of the Vanguard, a Collection of Articles], Nauka, Moscow, pp. 281–299 (in Russian).

Chervonnaya, S. M. (2003), “TAT LEF and the creative laboratories of expressionism at the Kazan Art School of the 1920s”, in Kovalenko, G. F. (ed.), Russkii avangard 1910–1920-kh godov i problemy ekspressionizma [Russian avant-garde of the 1910s–1920s and the problem of expressionism], Nauka, Moscow, pp. 531–566 (in Russian).

Denike, B. (1920), “Art exhibition of 1920 in Kazan”, Kazanskii muzeinyi vestnik, no. 5-6, pp. 50–59 (in Russian).

Dravert, P. (1913), “Neo-futurists”, Kamsko-Volzhskaya rech’, 28 April, p. 3 (in Russian).

Dul’skii, P. M. (1935), Aktual’naya grafika [Actual graphics], Tatpoligrafshkola FZU, Kazan, 47 p. (in Russian).

Galeev, I. I. and Ulemnova, O. L. (2005), ARKhUMAS (Kazanskie arkhitekturno-khudozhestvennye masterskie): kazanskii avangard 20-kh godov. Gosudarstvennyi muzei izobrazitel’nykh iskusstv Respubliki Tatarstan, Kazan’, Galereya «Art-Divazh», Moskva, 28 aprelya — 6 iyunya 2005 [ARHUMAS (Kazan architectural and art workshops): Kazan avant-garde of the 20s. State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan, Kazan, Art-Divage Gallery, Moscow, April 28 — June 6, 2005], Art-Divage Gallery, Skorpion, Moscow, 168 p. (in Russian).

Gerasimova, N. V. (2021), Khudozhestvennye kollektsii v muzeyakh Tatarstana: istoriya i printsipy formirovaniya (1920–1920-e) [Art collections in the museums of Tatarstan: history and principles of formation (1920–1920s)], Institute of Language, Literature and Art of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, 244 p. (in Russian).

IZO-vystavka, katalog [ART-exhibition, catalog] (1924), Tipografiya imeni Tukaeva, Kazan, 4 p. (in Russian).

Klyuchevskaya, E. P., Tsoi, V. A., Shageeva, R. G. and Sadykova, D. T. (1990), Katalog vystavki proizvedenii khudozhnikov Tatarii 20-30-kh godov. K 70-letiyu obrazovaniya TASSR [Catalog of the exhibition of works by Tatar artists of the 20–30s. To the 70th anniversary of the formation of the TASSR], Kazan, 96 p. (in Russian).

Kornilov, P. E. (1929), Kazanskii plakat. Vystavka v Tsentral’nom muzee T.S.S.R. (1–15 maya 1929) [Kazan poster. Exhibition at the Central Museum of T.S.S.R. (May 1–15, 1929)], Kazan, 14 p. (in Russian).

Korobkova, A. N. (1992), “Autobiography and some memoirs about the art schools of the 20s of Kazan and Moscow”, in Slastunin, A. A. (ed.), Sovetskoe iskusstvo 20–30-kh godov, doklady nauchno-prakticheskoi konferentsii, 18–20 sentyabrya 1990 [Soviet art of the 20-30s, reports of the scientific-practical conference, September 18-20, 1990], Kazan University, Kazan, pp. 190–203 (in Russian).

Krichevskii, V. G. (2017), 1933–37: probleski «formalizma» v oformlenii sovetskoi knigi [1933–37: Glimpses of “formalism” in the design of a Soviet book], Kuchkovo pole, Moscow, 120 p. (in Russian).

Krusanov, A. V. (2010), Russkii avangard. 1907–1932. Istoricheskii obzor, v 3 tomakh. Tom 1, kniga 2, Boevoe desyatiletie [Russian avant-garde. 1907–1932. Historical review, in 3 vols, Vol. 1, book 2, Fighting decade], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, 1104 p. (in Russian).

Lazarevskii, I. (1930), “Book design”, Nashi dostizheniya, no. 5, p. 19 (in Russian).

LEF. 2-IZO vystavka laboratorno-proizvodstvennykh rabot [LEF. 2-Fine exhibition of laboratory and production works] (1925), Tipografiya «Pechat’», Kazan, 8 p. (in Russian).

Nigmatullina, Yu. G. (2002), «Zapozdalyi modernizm» v tatarskoi literature i izobrazitel’nom iskusstve [“Belated modernism” in Tatar literature and fi ne arts], FEN, Kazan, 175 p. (in Russian).

Pervaya gosudarstvennaya vystavka iskusstva i nauki v Kazani [The first state exhibition of art and science in Kazan] (1920), Pervaya gosudarstvennaya tipografiya, Kazan, 92 p. (in Russian).

Pervaya vystavka kartin Soyuza Podsolnechnik, katalog [1st exhibition of paintings by the Union Sunfl ower, catalog] (1918), Tipografiya «Rabochee delo», Kazan, 8 p. (in Russian).

Petrova, A. (2022), Avangard: na telege v XXI vek, katalog vystavki [Avant-garde: on a cart in the 21st century, exhibition catalog], Museum of Russian Impressionism, Moscow, 256 p. (in Russian).

Rakitin, V. I. and Sarab’yanov, A. D. (2014), Entsiklopediya russkogo avangarda. Izobrazitel’noe iskusstvo. Arkhitektura, v 3 tomakh. Tom 3, kniga 1, Istoriya. Teoriya. A–M [Encyclopedia of the Russian avant-garde. Art. Architecture, in 3 vols, Vol. 3, book 1, History. Theory. A–M], Global Expert and Service Team, Moscow, 384 p. (in Russian).

Rodchenko, A. M. (1982), Stat’i. Vospominaniya. Avtobiograficheskie zapiski. Pis’ma [Articles. Memories. Autobiographical notes. Letters], Sovetskii khudozhnik, Moscow, 223 p. (in Russian).

Shageeva, R. G. (1992), “SULF as a Literary and Artistic Organization of Tatarstan in the 1920s”, in Slastunin, A. A. (ed.), Sovetskoe iskusstvo 20–30-kh godov, doklady nauchno-prakticheskoi konferentsii, 18–20 sentyabrya 1990 [Soviet art of the 20-30s, reports of the scientific-practical conference, September 18-20, 1990], Kazan University, Kazan, pp. 122–134 (in Russian).

Shikalov, N. and Pleshchinskii, I. (1920), “Heroism of everyday life”, Vsadnik, Kazan, no. 1, p. 3 (in Russian).

Tuluzakova, G. P. (2007), Nikolai Ivanovich Feshin [Nikolay Ivanovich Feshin], Zolotoi vek, Khudozhnik Rossii, Saint Petersburg, 480 p. (in Russian).

Tuluzakova, G. P. (2018), “Painting of Baki Urmanche”, in Khisamova, D. D. et al. (eds), Baki Urmanche. Zhivopis’. Grafika. S kul’ptura. Literaturnoe nasledie. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya khudozhnika [Baki Urmanche. Painting. Graphic arts. Sculpture. Literary heritage: To the 120th anniversary of the artist], Zaman, Kazan, pp. 455–457 (in Russian).

Ulemnova, O. L. (2013), “ ‘Disinterested propagandist of pure art’ Alexander Mantel”, in Lobasheva, I. F., Novikova, S. E., Verbina, O. G. and Amerkhanova, E. I. «Mir iskusstva». Zhivopis’. Risunok. Gravyura. Skul’ptura. Izdaniya. K 115-letiyu ob”edineniya, katalog vystavki [“World of Art”. Painting. Picture. Engraving. Sculpture. Editions: To the 115th anniversary of the association, exhibition catalog], Zaman, Kazan, pp. 30–49 (in Russian).

Ulemnova, O. L. (2014), Graficheskii kollektiv «Vsadnik», 1920–1924. Risunok. Gravyura. Gravirovannye doski. Izdaniya. Katalog vystavki «Smetaya vekami nasevshuyu pyl’…», 20 dekabrya 2013 — 1 marta 2014 [Graphic group “Horseman”, 1920-1924. Picture. Engraving. Engraved boards. Editions, catalog of the exhibition “Sweeping away the dust that has accumulated for centuries…”, December 20, 2013 — March 1, 2014], Kazan, 264 p. (in Russian).

Ulemnova, O. L. (2017), “Tatar Left Front of the Arts: New Materials”, Iskusstvovedenie Tatarstana, Kazan, pp. 69–81 (in Russian).

Ulemnova, O. L. (2018), Kazanskaya grafika 1920–1930-kh godov [Kazan graphics of the 1920s–1930s], Institute of Language, Literature and Art of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, 336 p. (in Russian).

Valeev, N. M. and Ulemnova, O. L. (2018), Konstantin Chebotarev, Aleksandra Platunova. Zhivopis’. Grafi ka. Iz muzeinykh i chastnykh sobranii, katalog [Konstantin Chebotarev. Alexandra Platunov. Painting. Graphics: from museum and private collections, catalog], Zaman, Kazan, 448 p. (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.2.021

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.