Адаптация китайских студентов в поликультурной среде российской высшей школы в период дистанционного обучения

Ekaterina Alexandrovna Belyaeva

Аннотация


Процессы всемирной глобализации ведут к постоянному росту мобильности. Меняющееся общество уже давно перестало быть закрытой и ограниченной системой национальных государств. Целью данного исследования является определение условий социальной адаптации студентов в поликультурной среде в период дистанционного обучения. Актуализируется проблема поиска концепции, обеспечивающей адаптивность и устойчивость личности, способной успешно развиваться и взаимодействовать в мультикультурном пространстве российского вуза. Была проведена серия социологических исследований, посвященных проблемам взаимодействия российских и китайских студентов в образовательном пространстве вузов. В 2016 году был реализован проект «Российско-китайский диалог: путь навстречу друг другу» в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений при поддержке Минобрнауки РФ 2016-ПСО-94 с нашим участием. Был проведен опрос среди китайских и российских студентов трех вузов Екатеринбурга (в опросе приняли участие 500 российских и 500 китайских студентов). В 2019–2020 годах был проведен опрос по вузам России по авторской методике матрицы четырех оснований (500 китайских студентов). География исследования включала ведущие вузы Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска. Полученные данные и согласование выводов с рядом исследований предусматривают необходимость изучения проблемы создания системы подготовки педагогических кадров мультикультурного образования для обеспечения дистанционного обучения.

Ключевые слова


адаптация, поликультурная среда, российско-китайское взаимодействие, образовательный процесс, образовательное пространство

Полный текст:

PDF

Литература


Alikberova, A. R. (2014), Rossiisko-kitaiskie otnosheniya v sfere kul’tury i obrazovaniya: 1990-e — 2000-e [Russian-Chinese relations in the sphere of culture and education: 1990s — 2000s], Abstract of Ph.D. dissertation, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, 26 p. (in Russian).

Arasaratnam, L. A. (2015), “Rese arch in Intercultural Communication: Reviewing the Past Decade”, Journal of International and Intercultural Communication, vol. 8, iss. 4, pp. 290–310. DOI: 10.1080/17513057.2015.1087096.

Dobren’kova, E. V. (2007), Sotsial’naya morfologiya obrazovatel’nogo diskursa: teoretiko-metodologicheskii analiz [Social morphology of educational discourse: theoretical and methodological analysis], Abstract of D. Sc. dissertation, Lomonosov Moscow State University, Moscow, 49 p. (in Russian).

Feng, Yu-jun (2007), “Chinese State Interests in the Relations between China and Russia”, Studies in Russia, no. 2, pp. 41 –46 (in Russian).

Forbush, E. and Foucault-Welles, B. (2016), “Social media use and adaptation among Chinese students beginning to study in the United States”, International Journal of Intercultural Relations, vol. 50, pp. 1–12. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2015.10.007.

Fursova, V. V. (2006), Sotsiologiya obrazovaniya: zarubezhnye paradigmy i teorii [Sociology of Education: Foreign Paradigms and Theories], Kazan State University, Kazan, 198 p. (in Russian).

Je, Tsongkapa (2015), Sokrashchennoe rukovodstvo k etapam puti Probuzhdeniya (Srednii Lamrim) [The Abridged Guide to the Stages of the Way of Awakening (Middle Lamrim)], translated by Kutyavichus, A., “Sokhranim Tibet” Foundation, Moscow, 641 p. (in Russian).

Luo, Man and Zhang, Xiaofang (2021), “Research Status about Influence Factors of International Students’ Cross-Cultural Adaptation with Different Models”, Open Journal of Social Sciences, vol. 9, no. 6, pp. 51–63. DOI: 10.4236/jss.2021.96006.

Melnikova, E. (2021), “We continue to work actively”, Rossiyskaya Gazeta. Special issue, Breath of China, no. 4–43, pp. 8–9, available at: https://rg.ru/gazeta/rg-spec/2021/09/28 /1.html (accessed 25 November 2021) (in Russian).

Rusanov, D. V. (2009), Globalizatsiya kak trigger razvitiya sovremennogo vysshego obrazovaniya: sotsiologicheskii aspekt [Globalization as a trigger for the development of modern higher education: a sociological aspect], Ph.D. Thesis, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, 164 p. (in Russian).

Scott, P. (2000), “Globalization and University”, Alma mater, no. 4, p. 3–8 (in Russian).

Smirnova, L. N. (2016), Nauchno-obrazovatel’noe sotrudnichestvo — osnova innovatsionnoi modeli otnoshenii Rossii i Kitaya, analiticheskaya zapiska [Scientific and educational cooperation is the basis of an innovative model of relations between Russia and China, analytical note], Russian International Affairs Council, Moscow, 11 p., available at: http://russiancouncil.ru/upload/RussiaChina-Education-Policybrief3-ru.pdf (accessed 25 October 2018) (in Russian).

Sukhova, A. N. (2013), Sotsial’naya, akademicheskaya i kul’turnaya adaptatsiya inostrannykh studentov [Social, academic and cultural adaptation of foreign students], Abstract of Ph.D. dissertation, Lobachevsky University, Nizhny Novgorod, 23 p. (in Russian).

Surovov, S. B. (1999), Politicheskie sistemy i obrazovatel’naya politika v sovremennom mire [Political systems and educational policy in the modern world], Saratov University, Saratov, 188 p. (in Russian).

Tarabaeva, V. B. (2009), Upravlenie konfliktami innovatsionnogo razvitiya vuzov [Management of conflicts of innovative development of universities], Abstract of D. Sc. Dissertation, Belgorod State University, Belgorod, 43 p. (in Russian).

Torkunov, A. V. (2012), “Education as a Soft Power Tool in Russian Foreign Policy”, MGIMO Review of International Relations, no. 4 (25), pp. 85–93 (in Russian).

Wu, Guoguang (ed.) (2007), China Turns to Multilateralism: Foreign Policy and Regional Security, Routledge, London, 320 p.

Xiong, Yiying and Zhou, Yuchun (2018), “Understanding East Asian graduate students’ socio-cultural and psychological adjustment in a U.S. Midwestern University“, Journal of International Students, vol. 8, no. 2, pp. 769–794. DOI: 10.32674/jis.v8i2.103.

Yu, Baohua and Wright, E. (2016), “Socio-cultural adaptation, academic adaptation and satisfaction of international higher degree research students in Australia“, Tertiary Education and Management, vol. 22, iss. 1, pp. 49–64. DOI: 10.1080/13583883.2015.1127405.




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.2.025

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.