Апология избыточности в этике Э. Левинаса

Aleksey Yevgenyvich Smirnov

Аннотация


Цель статьи — показать, каким образом Э. Левинас раскрывает пре-онтологические возможности этического отношения, которое строится не по принципу тотализирующего логоса и порядка, подавляющего и подавляемого, а по принципу «отношения без отношений» и имеет выраженные методологические последствия. В первой части реконструирована критика Левинасом классической онтологической традиции, неизбежно редуктивной по отношению к объекту исследования. В частности, отношение к другому здесь заменяется нейтральным бытием. Другой в результате теряет свою инаковость. Далее проблема «неосредненного» подхода к Другому решается, во-первых посредством отношения лицом к лицу с радикально иным, и во-вторых, за счет отказа мыслить человеческое исключительно в соотношении с бытием. Именно в отношении лицом-к-лицу Левинас обнаруживает пафос, неподвластный онтологии, отсылающий за пределы бытия. Левинас формулирует парадоксальный тезис: этика предшествует онтологии, этическое отношение предшествует онтологическому. В заключительной части ставится вопрос о способе данности Другого. Бесконечный Другой не нуждается в том, чтобы соответствовать истине как соответствию бытия и мышления. Социальная гетерология, отчасти развивающая подход Левинаса, видит Другого как событие. Другой в событии не может стать объектом; событие манифестируется безличными, множественными, безотносительными элементами и отношениями. Событие Другого дано, но не чувственной или интеллектуальной интуиции. Оно всегда несравненно более непосредственно, нежели всякое видимое, феноменальное, проявленное. Автор приходит к выводу, что социальная гетерология представляет собой наиболее адекватное развитие ряда положений Э. Левинаса. Понятие события, преодолевающее ряд метафизических оппозиций, открывает возможность создания познавательных моделей, ориентированных на выявление имманентной логики исследуемых объектов. Тезис о первичности этики перед онтологией нужно понимать как радикальную методологическую установку, призывающую принимать во внимание тот факт, что человеческое отношение к реальности выходит далеко за пределы теоретического созерцания.

Ключевые слова


онтология, событие, отношение без отношений, социальная гетерология, Другой, бесконечное

Полный текст:

PDF

Литература


Agapov, O. D. (2021), “The Joy of Being as an Anthropological Practice”, Humanitarian Vector, 2021, vol. 16, nо. 2, pp. 66–73 (in Russian). DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-2-66-73.

Deleuze, J. (1998), Logique du sens, translated by Svirskiy, Ya., Raritet, Delovaya kniga, Moscow, Ekaterinburg, 480 p. (in Russian).

Derrida, J. (1998), “Passions”, in Derrida J., Essai sur le nom, translated by Shmatko, N., Aletheia, St Petersburg, pp. 13–70 (in Russian).

Derrida, J. (2000), L’écriture et la différence, translated by Kralechkin, D., Akademicheskij Proekt, Moscow, 495 p. (in Russian).

Girard, E. (2017), “De l’énoncé à l’éthique (Lyotard lit Lévinas)”, translated by Rudneva, E. G., Filosofskie nauki, nо. 11, pp. 71–89 (in Russian).

Kerimov, T. Kh. (2011), Bytie i razlichie: genealogija i geterologija [Being and Difference: Genealogy and Heterology], Akademicheskij Proekt, Moscow, 256 p. (in Russian).

Lévinas, E. (1998), Le temps et l’autre. L’humanisme de l’autre homme, translated by Paribka, A., Vysshaja religiozno-filosofskaja shkola, St Petersburg, 264 p. (in Russian).

Lévinas, E. (2000), Œuvres sélectionnées. Totalite et Infini, translated by Vdovina, I., Dubin, B. and Man kovskaya, N., Universitetskaja kniga, St Petersburg, 416 p. (in Russian).

Lévinas, E. (2006), “Dieu et Onto-théo-logie: commencer par Heidegger”, translated by Krylova, N. A., in Levinas E. Put’ k Drugomu (sbornik statej i perevodov, posvjashhennyh 100-letiju so dnja rozhdenija E. Levinasa) [Path to the Other. Collection of Articles and Translations Dedicated to the 100th Anniversary of the Birth of E. Levinas], SPBU Publishing, St Petersburg, pp.195–200 (in Russian).

Magun, A. (2022), Ot triggera k triksteru. Jenciklopedija dialekticheskih nauk, Tom 2, Negativnost’ v jetike [From Trigger to Trickster. Encyclopedia of Dialectical Sciences, Vol. 2, Negativity in Ethics], Gaidar IEP Publishing, Moscow, 368 p. (in Russian).

Mamardashvili, M. (1994), Klassicheskij i neklassicheskij idealy racional’nosti [Classical and Nonclassical Ideals of Rationality], Labirint, Moscow, 90 p. (in Russian).

Millet, J.-F. (1996), “Experience as a Matter Appliance (Reading Foucault)”, translated by Voznesenskaya, E., in Socio-Logos postmodernizma [Socio-Logos of Postmordernism], Institute of Experimental Sociology, Moscow, pp. 98−121 (in Russian).

Nancy, J.-L. (1991), “Sur la co-existance”, translated by Ryklin, M. Ya., in Motroshilova, N. V. (ed.), Filosofija Martina Hajdeggera i sovremennost’ [Philosophy of Martin Heidegger and Modernity], Nauka, Moscow, pp. 91−101 (in Russian).

Podoroga, V. A. (1994), “Skinless Man”, in Ad Marginem-93: Ezhegodnik laboratorii postklassicheskih issledovanij v filosofii [Yearbook of the Laboratory of Postclassical Studies in Philosophy], Ad Marginem, Moscow, pp. 71−115 (in Russian).

Smirnov, A. E. (2003), “Tolerance: The Violence of Being or the Power of the Event?”, in Social’naja geterologija i problema tolerantnosti: materialy kruglogo stola [Social Heterology and the Problem of Tolerance: Panel Discussion], URFU Publishing, Ekaterinburg, pp. 24–41 (in Russian).

Sokuler, Z. A. (2018), “Emmanuel Levinas as a Critique of Martin Heidegger Ontology”, Bulletin of Moscow State University, vol. 7, Philosophy, no. 3, pp. 3–17 (in Russian).

Heidegger, M. (1997), “Onto theologische struktur der metaphysic”, in Heidegger, M., Identität und Differenz, translated by Denezhkin, A., Gnozis, Logos, Moscow, pp. 29–59 (in Russian).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.3.4.028

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.