Проблемы социального взаимодействия в поликультурном пространстве: дискриминация, толерантность и «поколение снежинок»

Ekaterina Vladimirovna Voevodina

Аннотация


Статья посвящена анализу рисков межкультурной коммуникации, сопряженных с реализацией принципов толерантности и позитивной дискриминации. Отмечается, что значительные изменения произошли в социокультурном пространстве: глобализация, повышение мобильности, открытости общественных систем за счет демократизации развитых стран — все это в совокупности влияет на создание мультикультурного социума, в том числе на фоне вовлечения нетипичных групп и различных меньшинств. Проведен анализ проявлений интолерантности, связанных с манипулированием и «культурой отмены». Подчеркивается, что идеи равенства и терпимости к иным культурам и нетипичным индивидам, толерантности призваны способствовать гармоничному развитию личности и общества, сглаживанию явных и скрытых социальных конфликтов. Однако чрезмерная защищенность может приводить к социальному паразитивизму, выражающемуся в установках на иждивенчество со стороны социально уязвимых слоев. Раскрываются особенности нового термина для общественного сознания «поколение снежинок», представлена его авторская интерпретация как общности индивидов, характеризующихся гиперсенситивным отношением к социально неодобряемому поведению, сопряженному с дискриминацией, одновременно склонных к интолерантному поведению посредством буллинга. Делается вывод, что для преодоления различных коммуникативных барьеров целесообразно развивать межкультурную компетентность как интегральную характеристику личности, обеспечивающую интерсубъективное взаимодействие и взаимопонимание. Эмпатия и умение находить общий язык с собеседником становится важным ресурсом, позволяющим предотвратить риски дискриминации и интолерантности.

Ключевые слова


межкультурная коммуникация, толерантность, интолерантность, дискриминация, позитивная дискриминация, буллинг, «поколение снежинок»

Полный текст:

PDF

Литература


Bauman, Z. (2010), The relevance of the holocaust, translated by Kastalskogo. S., Rudakova, M. Europe, Mosсow, 316 p. (in Russian).

Bredbury, R. (2018), 451 degrees fahrenheit, translated by Babenko, V. T., Eksmo, Mosсow, 256 p. (in Russian).

Black lives matter at school teaches young children to be transgender and queer «Affi rming» (2021), Breitbart News, available at: https://www.breitbart.com/politics/2021/02/04/black-lives-matterat-school-teaches-young-children-to-be-transgender-and-queer-affirming/ (accessed 10 December 2021) (in Russian).

Breggin, P. R. (1993), “Psychiatry’s Role in the Holocaust“, International Journal of Risk & Safe lY in Medicine, 1993, no. 4, pp. 133–148 (in Russian). DOI: 10.3233/JRS-1993-4204.

Large cleaning: how Hollywood digests the “abolition culture” (2021), available at: https://style.rbc.ru/ life/6152cd5f9a79478787c54e3b6 (accessed 11 October 2021) (in Russian).

Dzyaloshinskaya, M. I. (2011), “Intolerant Texts of Tolerant Authors: the Paradox of Modern Russian Journalism”, in Novikova, M. V., Nigegorodzeva, N. V. (ed.) Tolerantnost v sovremennom mire : opyt mezhdisciplinarnyh issledovanij, 1–2 dekabrya 2011, Yaroslavl’ [Tolerance in modern society: experience of interdisciplinary research, Proc. of the International Conference, Yaroslavl, 1–2 December 2011], Publishing House YaGPU, Nizhny Novgorod. Yaroslavl, pp. 132–135 (in Russian).

Drygin, S. A. (2016), “The Return Side of Tolerance”, Pedagogy & Psychology. Theory and Practice, no. 3 (5), pp. 39–42 (in Russian).

Gorina, E. E., Voevodina, E. V. (2013), “A Social Portrait of People with Disabilities in the Student Environment as a Factor in Social Adaptation to University Conditions”, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 273, pp. 60–65 (in Russian).

Nikiforova, V. (2018) “Аt western universities committed freedom of speech”, available at: https://vz.ru/ world/2018/6/7/926554.html (accessed 11 May 2018) (in Russian).

Human Development Reports (2018), United nations development programme, available at: http://hdr. undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf (accessed 11 November 2018).

Prison for A. Brayvik: in what conditions will be a killer of 77 people (2012) available at: https://www.rbc.ru/photoreport/24/08/2012/5703fbe3947AC81A6B126 (accessed 2 November 2012) (in Russian).

Sagalakova, G. A. (2008), “The Problem of Tolerance and Intolerance in Modern Russia”, Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4–5, pp. 269–276 (in Russian).

Turnborn, J. (2015), Mir : guide for beginners, translated by Gavrilenko, S. M., House of Higher School of Economics, Moskow, 336 p. (in Russian).

Rowling, J. K. (2021), available at: https://twitter.com/jk_rowling/status/1269382518362509313 (accessed 11 October 2021).

Why does a disabled person work (2021), available at: http://neinvalid.ru/zachem-invalidu-rabotat/ (accessed 11 November 2021).




DOI: https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.3.4.029

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.