Образовательные стратегии студентов в ситуации неопределенности

Антон Анатольевич Васильев, Анатолий Васильевич Меренков

Аннотация


Актуальной проблемой организации обучения студентов является формирование у них умения преодолевать трудности, возникающие при освоении новых знаний и вызванные тем, что студент периодически сталкивается с неопределенными ситуациями, связанными с тем, что существует несколько вариантов разрешения возникших в учебе проблем. Целью статьи является анализ способов поведения личности в ситуации, когда нужно найти оптимальный вариант действий. На материалах социологического исследования студентов Уральского федерального университета, проведенного в 2023 г. показаны образовательные стратегии, применяемые обучающимися для снижения рисков в ситуации неопределенности достижения желаемых результатов. Показано, что более адекватной стратегией является та, которая учитывает наличие у личности возможностей и способности реализовать задачи, связанные с получением профессиональных знаний, их применением на практике. При этом доказано, что из-за особенностей некоторых рисков, которые связаны с незнанием всех исходов их преодоления, невозможно просчитать возможные негативные результаты. Можно снизить неопределенность при разрешении возникающих у студентов трудностей, но полностью избежать рисков трудно.


Ключевые слова


неопределенность, риск, студенты, образовательные стратегии, организация учебного процесса, способы снижения рисков в учебной деятельности

Полный текст:

Без имени

Литература


Бауман 2005 — Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.

Бек 2000 — Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну: монография. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

Гидденс 1994 — Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5. С. 107–134.

Григорьева 2019 — Григорьева Н. А. Социальная неопределенность как источник деликвентности в молодежной среде // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5. С. 369–372.

Диев 2011 — Диев В. С. Риск и неопределенность в философии, науке, управлении // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 2(14). С. 79–89.

Зубок 2003 — Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4(228). С. 42–66.

Козырева, Смирнов 2018 — Козырева П. М., Смирнов А. И. Жизнь в условиях неопределенности кризисного общества: опыт и ожидания // Социологические исследования. 2018. № 6(410). С. 66–78.

Кузьмин 2014 — Кузьмин Е. А. Феномен неопределенности в экономических теориях и концепциях // Вестник НГУЭУ. 2014. № 2. С. 18–36.

Луман 1994 — Луман Н. Понятие риска // Thesis. 1994. № 5. С. 135–160.

Найт 1994 — Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis. 1994. № 5. С. 12–28.

Осьмук 2010 — Осьмук Л. А. Социальная неопределенность и метаморфозы современного общества // Идеи и идеалы. 2010. № 4. С. 84–91.

Пушкарева 2012 — Пушкарева Н. Н. Поведение молодежи в условиях неопределенности // Государственная служба. 2012. № 6(80). С. 90–91.

Терентьев 2014 — Терентьев К. Ю. Высшее образование в структуре образовательных стратегий молодежи // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 2(6). С. 27–37.

Яницкий 2003 — Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. Социология. Этнология. 2003. Т. 12. № 1. С. 3–35.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.