Животного не существует, или Почему секс – это политика?

Павел Гордок

Аннотация


С точки зрения лакановского психоанализа абстракция Животного вскрывает конкретную реальность разрыва между Субстанцией и Субъектом, опосредующего человеческую субъективность. Чудовищность, наблюдаемая нами в животных, отражает конститутивную травму, с которой начинается становление человека. Структурообразующая травма тесным образом связана с фундаментальным антагонизмом Реального, а вслед за ним – с половым различием. Вытеснение полового различия из поля рассмотрения дискредитирует попытки эмансипировать сексуальность (в психоаналитическом смысле), блокируя политический потенциал психоанализа. «Невозможный» взгляд, или взгляд с позиции травмы, полового различия, раскола между Субстанцией и Субъектом, – это взгляд Человека на самого себя через оптику Животного, присущего нам самим. Занимаемая психоанализом точка зрения, противоположная всякой нейтральности, делает доступным подлинное эмансипационное действие, мыслимое в качестве невозможного.


Ключевые слова


политика; Животное; сексуальность; не-отношения; социальный антагонизм

Полный текст:

Без имени

Литература


Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни. М. : Ад Маргинем Пресс, 2017.

Гордок П. Ю. «Сan we get our materialism back, please?»: Краткий очерк современной материалистической диалектики // Современная социальная философия и перспективы обществознания : материалы всероссийской научной конференции (Екатеринбург, 29–30.06.2023 г.). Екатеринбург : Деловая книга, 2024. С. 136–139.

Деррида Ж. Животное, которым я следовательно являюсь // Социология власти. 2019. Т. 31, № 3. С. 220–275.

Жижек С. Обойдемся без секса, ведь мы же пост-люди! // Логос. 2002. URL: https://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2002/2002_12.htm (дата обращения: 19.08.2024).

Жижек С. Реальность виртуального // Vita Cogitans. 2013. №7. С. 111–126.

Жижек С. Страх трех слов: скромный призыв к гегелевскому прочтению Христианства // Жижек С. Монструозность Христа. М. : РИПОЛ классик, 2020. С. 45–196.

Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. М. : Издательство «Европа», 2008.

Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.

Зупанчич 2018а – Зупанчич А. Половые различия и онтология // Лаканалия. 2018. № 29. С. 34–49.

Зупанчич 2018б – Зупанчич А. Спасти половое различие или самим спастись от него? // Psychoanalysis.by. 2018. URL: https://psychoanalysis.by/2018/11/09/lubluni/ (дата обращения: 20.08.2024).

Зупанчич А. Человеческое животное // Новое литературное обозрение. 2019. № 4. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/158_nlo_4_2019/article/21360/ (дата обращения: 19.08.2024).

Зупанчич А. Что есть секс? СПб. : Скифия-принт, 2020.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М. : АСТ, 2003. С. 5–250.

Олелуш. О книге Аленки Зупанчич What Is Sex? // Лаканалия. 2018. № 29. С. 128–141.

Тимофеева О. У нас никогда не было секса // Stasis. 2016. Т. 4. № 1. С. 162–181.

Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М. : Касталь, 1996. С. 97–268.

Badiou A., Truong N. In Praise of Love. London : Serpent’s Tail, 2012.

Renaud J. Rethinking The Repressive Hypothesis: Foucalt’s Critique of Marcuse // Symposium. 2013. Vol. 17. Iss. 2. P. 76–93.

Žižek S. Less Than Nothing: Hegel and the Shadow of Dialectical Materialism. London : Verso, 2012.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.