МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СПОРТСМЕНОВ

Alexandra Evgenievna Lovyagina

Аннотация


В статье представлены результаты исследования метакогниций у спортсменов, различающихся по уровню самооценки их психической саморегуляции. Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи между показателями метакогнитивные знания, метакогнитивная включенность, метакогнитивные стратегии и уровнем самооценки психической саморегуляции у спортсменов зависимости от пола. В ходе исследования использовалась авторская методика «Трудности саморегуляции в спортивно-значимых ситуациях» и  опросник Г. Шроу, Р. Деннисон в адаптации А.В. В исследовании приняли участие 147 спортсменов (64 мужчины и 83 женщины) в возрасте 19-25 лет. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 23.0. Выявлено, что как в женской, так и мужской выборке спортсменов  психическая саморегуляция  в спортивно значимых ситуациях оценивается на среднем и хорошем уровне. Спортсмены мужчины  выше оценивают свою психическую саморегуляцию при более развитых метакогнитивных знаниях и включенности, а также при более высокой эффективности метакогнитивной стратегии коррекция когнитивных процессов. Женщины выше оценивают свои ресурсы саморегуляции, в том случае, если они ориентированы на сопоставление параметров когнитивных процессов с результатами деятельности. Данные исследования могут быть полезны для проведения индивидуализации психологической подготовки спортсменов.


Полный текст:

PDF

Литература


Tiunova, O. V. (2019). Psikhologo-pedagogicheskoye obespecheniye podgotovki sbornykh komand na sovremennom etape [Psychological and pedagogical support of the training of national teams at the present stage]. In Innovatsionnyye tekhnologii v sisteme sportivnoy podgotovki, massovoy fizicheskoy kultury i sporta [Innovative technologies in the system of sports training, mass physical culture and sports] (pp. 87–91). Saint-Petersburg Scientific-Research Institute For Physical Culture. (In Russian).

Ulyaeva, L. G., & Melnik, E. V. (2017). Psikhicheskaya samoregulyatsiya sportsmenov kak pokazatel samorealizatsii lichnosti [Psychic Self-regulation of Athletes as an Indicator of Personality Self-realization]. Uchenyye zapiski universiteta Lesgafta [Scientific Notes of Lesgaft University], 2(144), 298–303. (In Russian).

Balk, Y. А., & Englert, С. (2020). Recovery self-regulation in sport: Theory, Research, and Practice. International Journal of Sports Science and Coaching, 15(2), 273–281. https://doi.org/10.1177 /1747954119897528.

Karpov, A. A., & Karpov, A. V. (2015). Vvedeniye v metakognitivnuyu psikhologiyu [Introduction to metacognitive psychology]. Moscow Psychological and Social University Publishing House. (In Russian).

Brick, N. MacIntyre, Т., & Campbell, М. (2015). Metacognitive Processes in the Self-regulation of Performance in Elite Endurance Runners. Psychology of Sport and Exercise, 19(1), 3–9. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2015.02.003

Ilyin, E. P. (2003). Differentsialnaya psikhofiziologiya muzhchiny i zhenshchiny [Differential Psychophysiology of Man and Woman]. Piter. (In Russian).

Lovyagina, А. Е., Andreev, V. V., & Shtukkert, A. L. (2019). Metakognitivnyye strategii sportsmenov pri prinyatii resheniy v trudnykh situatsiyakh sportivnoy karyery [Metagognitive Strategies of Sportsmen During Decisions in Difficult Situations of a Sports Career]. Sportivnyy psikholog [Sports Psychologist], 3(54), 11–14. (In Russian).

Rogaleva, L. N., Briurosh, L. G., Bogdanova, M. V., & Vichuzhanin, R. A. (2020). Koping-strategii i psikhicheskaya nadezhnost sportsmenov raznogo urovnya sportivnogo masterstva [Coping Strategies and Psychic Reliability of Athletes of Different Levels of Sportsmanship]. Zhivaya psikhologiya [Living Psychology], 2(26), 36–43. (In Russian).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.