ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ

Liudmila Nikolaevna Rogaleva, Vasiliy Sergeevich Shtokolok, Evgeny Aleksandrovich Shurmanov, Yulia Aleksandrovna Dubinkina

Аннотация


В статье рассматривается влияние занятий спортом на развитие жизнестойкости подростков, как одного из адаптационных ресурсов личности к стрессовым ситуациям. В работе дается методологическое обоснование воздействие разных видов активности на становление ключевых компонентов жизнестойкости: вовлеченность, самоконтроль, принятие риска. Организация исследования заключалась в сравнении показателей и уровня жизнестойкости подростков, включенных в разные социальные группы: 1 группа -учащиеся спортсмены, занимающиеся в спортивных школах, 2- учащихся специализированных школ для интеллектуально одаренных школьников, 3- учащихся средних общеобразовательных школ. Выборка составила 240 подростков 14- 17 лет. В качестве методов исследования выступали тест жизнестойкости С.Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, 2006), интервью и анкетирование, методы математической статистики. Исследование доказало, что жизнестойкость подростков, занимающихся спортом достоверно выше, чем у подростков общеобразовательных школ, не занимающихся спортом, но в то же время жизнестойкость интеллектуально одаренных подростков не имеет достоверных различий по сравнению с подростками-спортсменами. Результаты выявили наиболее значимую связь между такими показателями жизнестойкости подростков как вовлеченность и принятие риска. Дальнейшие исследования могут быть связаны с изучением личностных характеристик, которые в наибольшей степени связаны с жизнестойкостью подростков, обеспечивая их способность преодолевать стресс-факторы из внешней и из внутренней среды.


Полный текст:

PDF

Литература


Ananyev, B. G. (2007). Izbrannye trudy po psihologii [Selected Works on Psychology]. St. Petersburg: Russia Publishing House of St. Petersburg University. (In Russian).

Ivanova, M. A. (2013). Zhiznennye scenarii i zhiznestojkost' podrostkov [Life scenarios and hardiness of adolescents]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 10(4), 875–878. (In Russian).

Kalashnikova, M. B., & Petrova, E. A. (2017). Zhiznestojkost' kak neobhodimaya lichnostnaya harakteristika sovremennyh podrostkov [The problem concerns of modern teenagers: risks and resources]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo [Pedagogical Review], 4(18), 166–174. (In Russian).

Kalashnikova, M. B., & Nikitina, E. V. (2017). Problemnaya ozabochennost' sovremennyh podrostkov: riski i resursy [Vitality as a necessary personal characteristics of modern adolescents]. Vestnik of Yaroslav the wise Novgorod state university, 4(102), 51–55. (In Russian).

Kiva, A. P., Perelygina, I. V., & Andrega, D. S. (2016). Vospriyatie sovremennymi podrostkami sobstvennoj zhizni i strategii preodoleniya trudnostej [Perception by modern teenagers of their own life and strategy of overcoming difficulties]. In N. A. Cap (Ed.), Actual problems of modern medical science and public health (pp. 1914–1918). Ural State Medical University. (In Russian).

Leontiev, D. A., & Rasskazova, E. I. (2006). Test zhiznestojkosti [Test of hardiness]. Smisl. (In Russian).

Rubinstein, S. L. (2000). Osnovy obshchej psihologii [Basics of general psychology]. Peter. (In Russian).

Shvareva, E. V. (2010). Zhiznestojkost' u podrostkov iz raznoj obrazovatel'noj sredy [Hardiness of adolescents in different educational environment]. Nauka i sovremennost' [Science and modernity], 6(1), 411–414. (In Russian).

Fokina, I. V., Sokolovskaya, O. K., & Nosova, N. V. (2018). Zhiznestojkost' i ee svyaz' s cennostyami v podrostkovom vozraste [Hardiness and its connection with values in adolescent age]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education], 60(3), 468–471. (In Russian).

Bandura, A. (2004). Health Promotion by Social Cognitive Means. Health Education & Behavior, 31(2), 143–164.

Benzi, I. M. A., Preti, E., Di Pierro, R., Clarkin, J. F., & Madeddu, F. (2019) Maladaptive personality traits and psychological distress in adolescence: The moderating role of personality functioning. Personality and individual differences, 140, 33–40. https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.06.026.

Deci, E., & Ryan, R. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being. American Psychologist, 55(1), 68–78.

Kobasa, S. C. (1979). Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 57, 1–11.

Maddi, S. R., & Kobasa, S. C. (1981). Intrinsic motivation and health. In H.I. Day (Ed.), Advances in intrinsic motivation and aesthetics (pp. 120–133). Plenum.

DOI: https://doi.org/10.15826/spp.2022.1.22


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.