АДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СПОРТЕ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНД

Anna Alexandrovna Viter, Galina Borisovna Gorskaya

Аннотация


В литературе последних лет по психологии спорта отмечается дефицит данных о психологических предпосылках эффективности деятельности спортивных команд. В отечественной психологии исследования данного направления сдерживаются отсутствием необходимых для них диагностических инструментов. В этой статье представлены результаты адаптации и предварительная проверка Опросника коллективной эффективности для спорта – Collective Efficacy Questionnaire for Sports (далее – CEQS). Предпочтение было отдано (CEQS) Short, Sullivan, Feltz (2005). Основное различие между CEQS и другими коллективными опросниками производительности заключается в том, что CEQS адаптирован к функционированию командных видов спорта в целом и, следовательно, может использоваться во всех видах спорта. Появление любой новой хорошо проверенной на соответствие психометрическим критериям методики диагностики будет способствовать не только повышению эффективности психологических исследований, но и получению более надежных данных. Цель. Проведение первого этапа адаптации методики «Опросника коллективной эффективности для спорта» («Collective Efficacy Questionnaire for Sports»). Сокращенное наименование методики CEQS. Методы исследований. Первый этап адаптации методики заключался в проверке надежности ее российской версии по критерию внутренней согласованности, которая проводилась с помощью определения коэффициента Кронбаха, а также определения коэффициентов корреляции между значениями оценок по пунктам опросника. относящимся к определенному показателю с суммарным баллом по этому показателю. В исследовании приняли участие 140 спортсменов-представителей командных видов спорта квалификации от 3 юношеского разряда до МСМК. Был осуществлен перевод опросника с английского на русский язык. CEQS состоит из 20 пунктов, разделенных на 5 шкал, свое мнение спортсмены выражали с помощью 10-балльной шкалы типа Лайкерта с оценками от 1 до 10. Результаты исследования. Полученные значения свидетельствуют о внутренней согласованности русской версии CEQS. Применение методики для оценки коллективной эффективности различных спортивных команд показало, что она позволяет оценить различия в соотношении показателей коллективной эффективности в отдельных командах.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Agazade, N. (2012). Strategii preodoleniya krizisa [Coping strategies during the crisis]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia], 1, http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_1_12/nomer/nomer01.php. (In Russian).

Gorskaya, G. B., & Dydar, V. G. (2017). Dinamika regulyatsii psikhicheskoy ustoychivosti komandy v sorevnovatelnom sezone [Dynamics of regulation of mental stability of the team during the competitive season]. Obshchestvo: sotsiologiya. psikhologiya. Pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 8, https://doi. org/10.24158/spp2017.8.7 (In Russian).

Kryukova, T. L., & Saporovskaya, M. V. (2014). Individualnyye i komandnyye tendentsii preodoleniya trudnostey v rossiyskikh semiakh [Individual and team tendencies of coping with difficulties in Russian families]. Vestnik Kostromskogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yuventologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma University named after N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juventus. Sociokinetics], 20(2), 71–77. (In Russian).

Sovmiz, Z. R. (2017). Psikhologicheskiye resursy lichnosti kak resurs subyekta preodoleniya stressa v usloviyakh komandnoy deyatelnosti [Psychological resources of personality as a resource of the subject of overcoming stress in the conditions of team activity]. [Candidate dissertation, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism]. (In Russian).

Alves, M. A. R., de Souza Lencina, M. V., Paes, M. J. & Stefanello, J. M. F. (2021). Collective efficacy in soccer teams: a systematic review. Psicologia: Reflexão e Crítica, 34(18). https://doi.org/10.1186/s41155-021-00183-y.

Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. W. H. Freeman.

Hampson, R., & Jowett, S. (2014). Effects of coach leadership and coach-athlete relationship on collective efficacy. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports, 24(2), 454–460. https://doi.org/10.1111/j.1600-0838.2012.01527.x.

Short, S. E., Sullivan, P., & Feltz, D. L. (2005) Development and Preliminary Validation of the Collective Efficacy Questionnaire for Sports. Measurement in Physical Education and Exercise Science, 9(3), 181–202, https://doi.org/10.1207/s15327841mpee0903_3.

McLean, S. P., Habeeb, C. M., Coffee, P. & Eklund, R. C. (2020). Efficacy Beliefs are Related to Task Cohesion: Communication is a Mediator. The Sport Psychologist, 34(3), 187–197. https://doi.org/10.1123/tsp.2019-0056.

Yoo, J., & Lim, S. (2009). Chukgu jipdanhyoneunggam geomsaji gaebalgwa tadanghwa geomjeung [Development and validation of the Collective Efficacy Questionnaire for Soccer]. Han-gukseupocheusimrihakhoeji [Korean Journal of Sport Psychology], 20, 17–31 https://bit.ly/36lf2au. (In Korean).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.