РАБОТА ТРЕНЕРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Аннотация
Противоречивое влияние родителей на мотивацию и спортивные достижения юных спортсменов требует обоснования новых подходов в работе с ними. Цель работы заключалась в разработке и апробации программы повышения психолого-педагогической компетентности родителей юных футболистов и оценка ее эффективности в плане психологической подготовки юных футболистов. В эксперименте участвовали юные футболисты в возрасте от 10 до 11 лет, и 34 родителя юных спортсменов. Все участники были разделены на контрольную и экспериментальную группу. В ходе исследования выявлено, что проводимая со стороны тренера работа по просвещению родителей способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей, что отразилось в более высоких результатах при оценке их знаний. В экспериментальной группе у юных футболистов более высокие показатели уверенности готовности к соревновательной деятельности, более высокие оценки относительно положительного восприятия своих возможностей со стороны тренера и родителей, что согласуется с более низкими показателями личностной и соревновательной тревожности. Полученные данные свидетельствуют о возможности повышения психологической подготовки юных футболистов через повышение компетентности родителей.
Полный текст:
PDFЛитература
Gasanov, N. V. (2013). Vzaimodejstvie trenera i roditelej v organizacii kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti vospitannikov [Interaction of the coach and parents in the organization of cultural and leisure activities of pupils]. Nauka i shkola [Science and school], 5, 140–142. (In Russian).
Gorbunov, G. D. (2014). Psihopedagogika sporta [Psychopedagogics of sports] (5th ed., ispr. and add.). Soviet Sport. (In Russian).
Degovtsev, N. S., & Gorskaya, G. B. (2021). Vklad social'nogo okruzheniya v stanovlenie samoocenki sportsmenov podrostkovogo vozrasta [The contribution of the social environment to the formation of self-esteem of adolescent athletes]. Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft University], 12 (202), 474–480. (In Russian).
Malkin, V. R., & Rogaleva, L. N. (2013). Psihotekhnologii v sporte [Psychotechnologies in sports]. Publishing House of the Ural University. (In Russian).
Malkin, V. R., & Rogaleva, L. N. (2016). Psihologicheskaya rabota v detsko-yunosheskoj sportivnoj shkole: uchebnoe posobie [Psychological work in a children's and youth sports school]. Publishing House of the Ural University. (In Russian).
Melcher, D. A., Borovskaya, N. I., & Melnik, E. V. (2019). Igra “vazhnye melochi futbolista” kak sredstvo psihologicheskoj podgotovki futbolistov podrostkovogo vozrasta [The game “important little things of a football player” as a means of psychological training of teenage football players]. In K. A. Bochaver, & L. M. Dovzhik (Eds.), Psikhologiya sporta: nauka. iskusstvo. professiya [Psychology of sports: science, art, profession] (pp. 160–167). Kogito-center. (In Russian).
Ulyayeva, L. G., Melnik, E. V., Voskresenskaya, E. V., Sivitskiy, V. G., Radnaguruyev, B. B., & Ulyayeva, G. G. (2014). Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sportivnoj deyatel'nosti v kontekste samorealizacii lichnosti: monografiya [Psychological and pedagogical support of sports activities in the context of personal self-realization: monograph]. Publisher Marhotin P. Y. (In Russian).
Khvatskaya, E. E., & Latysheva, N. E. (2015). Psihodiagnosticheskie metodiki v rabote s roditelyami yunyh sportsmenov [Psychodiagnostic techniques in working with parents of young athletes]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Psikhologo-pedagogicheskiye nauki” [Bulletin of Pskov State University. Series “Psychological and pedagogical Sciences”], 1, 209–216. (In Russian).
Babkes, M. L., & Weiss, M. R. (1999). Parental influence on children’s cognitive and affective responses to competitive soccer participation. Pediatric exercise science, 11(1), 44–62.
Côté, J. (1999) The influence of family in the development of talent in sport. The Sport Psychologist, 13, 395–417.
Dunn, C. R., Dorsch, T. E., King, M. Q., & Rothlisberger, K. J. (2016). The impact of family financial investment on perceived parent pressure and child enjoyment and commitment in organized youth sport. Family Relations, 65(2), 287–299.
Edwardson, C. L., & Gorely, T. (2010). Activity-related parenting practices and children’s objectively measured physical activity. Pediatric exercise science, 22(1), 105–113.
Fredricks, J. A., & Eccles, J. S. (2005). Family socialization, gender, and sport motivation and involvement. Journal of Sport & Exercise Psychology, 27, 3–31.
Gould, D., Lauer, L., Rolo, C., Jannes, C., & Pennisi, N. (2008). The role of parents in tennis success: focus group interviews with junior coaches. The Sport Psychologist, 22, 18–37. https://doi.org/10.1123/tsp.22.1.18.
Harwood, C. G., Knight, C. J., (2009). Understanding parental stressors: an investigation of British tennis-parents. Journal of Sports Sciences, 27(4), 339–351. https://doi.org/10.1080/02640410802603871.
Holt, N. L., Tamminen, K. A. Black, D. E., Sehn, Z. L., & Wall, M. P. (2008). Parental involvement in competitive youth sport settings. Psychology of Sport and Exercise, 9, 663–685.
Iancheva, T. (2019). Parents in sport. parent-initiated motivational climate and goal orientation in sport. International scientific congress “applied sports sciences” and the balkan scientific congress “physical education, sports, health”. https://doi.org/10.37393/ICASS2019/47.
Jellineck, M., & Durant, S. (2004). Parents and sports: too much of a good thing? Contemporary Pediatrics, 21, 17–20.
Knight, C. J., Holt, N. L., & Tamminen, K. A. (2009). Stress and coping among youth sport parents, in Handbook of sports psychology (pp. 347–359). Nova Science.
Holt, N. L., Tamminen, K. A., Black, D. E, Mandigo, J. L, & Fox, K. R. (2009). Youth Sport Parenting Styles and Practices. Journal of Sport and Exercise Psychology. 31(1), 37–59, https://doi.org/10.1123/jsep.31.1.37.
Ommundsen, Y., Roberts, G. C., Lemyre, P. N., & Miller, B. W. (2006). Parental and coach support or pressure on psychosocial outcomes of pediatric athletes in soccer. Clinical journal of sport medicine, 16(6), 522–526.
Sacks, D. N., Tenenbaum, G., & Pargman, D. (2008). Providing sport psychology services to families. In J. Dosil, & W. John ( Eds.), The Sport Psychologist’s Handbook: A Guide for Sport-Specific Performance Enhancement (pp. 39–61). Wiley & Sons.
Sánchez-Miguel, P. A., Leo, F. M., Sánchez-Oliva, D., Amado, D., & García-Calvo, T. (2013). The importance of parents’ behavior in their children’s enjoyment and amotivation in sports. Journal of Human Kinetics, 36(1), 169–177.
Stein, G. L., Raedeke, T. D., & Glenn, S. D. (1999). Children's perceptions of parent sports involvement: It's not how much, but to what degree that's important. Journal of Sport Behavior, 22, 591–601.
Teques, P., Serpa, S., Rosado, A., Silva, C., & Calmeiro, L. (2018). Parental involvement in sport: Psychometric development and empirical test of a theoretical model. Current Psychology, 37(1), 234–249. https://doi.org/10.1007/s12144-016-9507-2.
Usmanova, Z. T. (2022). Osobennosti raboty sportivnogo psikhologa s trenerami, sportsmenami i roditelyami sportsmenov [Features of the work of a sports psychologist with coaches, athletes and parents of athletes]. Aktualnyye voprosy sportivnoy psikhologii i pedagogiki [Current Issues of Sports Psychology and Pedagogy], 2(1), 97–107. (In Russian).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.