ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОСТОЧНЫМИ ВИДАМИ ЕДИНОБОРСТВ

Chan Shaohan, Artur Ayratovich Karmanov, Lyudmila Alekseevna Boyarskaya, Ekaterina Evgenievna Leonova

Аннотация


Эмоциональный интеллект спортсменов рассматривается как условие успешности спортивной деятельности, поэтому важно изучение факторов влияющих на его развитие. Цель исследования заключалась в изучение культурных различий в развитии эмоционального интеллекта китайских и российских студентов-спортсменов, занимающихся восточными видами единоборств. В исследовании приняли участие 28 студентов-спортсменов, из них 14 китайских спортсменов, средний возраст 20 лет, длительность занятий спортом (ушу, тай-чи) от 4 до 10 лет, а так же 14 российских студентов-спортсменов, занимающихся ушу, каратэ, тхэквандо, джиу-джитсу, средний возраст 18 лет, длительность занятий спортом от 4 лет до 10 лет. Для изучения уровня эмоционального интеллекта был использован тест «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина. Результаты исследования эмоционального интеллекта не выявили достоверных различий между спортсменами, но доказывают наличие культурных различий влияющих на развитие эмоционального интеллекта. Выявлено, что внутриличностный эмоциональный интеллект не имеет сильных индивидуальных различий у китайских студентов-спортсменов, в то время как у российских студентов-спортсменов наблюдаются значительные индивидуальные различия по данному показателю. Данные свидетельствуют, что восточная спортивная культура в большей степени влияет на развитие внутриличностного эмоционального интеллекта и контроль внешнего проявления эмоций. Полученные данные требует проведения дальнейших исследований, поскольку выявляют роль культурных различий на развитие эмоционального интеллекта спортсменов.


Полный текст:

PDF

Литература


Abaev, N. V. (2002). Daosskie istoki kitajskikh ushu. Dao i daosizm v Kitae [Taoist origins of Chinese Wushu. Tao and Taoism in China]. Glavnaya redaktsiya vostochnoj literatury. (In Russ.).

Berilova, E. I. (2020). EHmotsional'nyj intellekt kak faktor ehffektivnogo komandnogo vzaimodejstviya v sportivnoj deyatel'nosti [Emotional intelligence as a factor of effective team interaction in sports activities] // Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii [Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation ]. 1, 20–22. (In Russ.).

Bilalova, B. M., Borisov, R. V. (2021). E`mocional`ny`j intellekt sportsmenov boevy`x vidov sporta [Emotional intelligence of athletes of combat sports]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarny`e nauki. [Bulletin of Dagestan State University. Series 2: Humanities]. 36 (1), 107–112. (In Russ.).

Goulman, D. (2008). E`mocional`noe liderstvo: Iskusstvo upravleniya lyud`mi na osnove e`mocional`nogo intellekta [Emotional leadership: The art of managing people based on emotional intelligence]. Alpina Business Books. (In Russ.).

Zalevskaya, E. D. (2017). E`mocional`ny`j intellekt kak lichnostny`j resurs ustojchivosti k sorevnovatel`nomu stress [Emotional intelligence as a personal resource of resistance to competitive stress]. Fizicheskaya kul`tura. Sport. Turizm. Dvigatel`naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2 (3), 60-65. (In Russ.).

Zavyalova, O. B., Burlakova M.V. (2019). Metodika podgotovki devushek 15-17 let k sorevnovaniyam po ushu s uchetom e`mocional`noj ustojchivosti [Methods of preparing girls aged 15-17 for wushu competitions taking into account emotional stability]. Fundamental`ny`e i prikladny`e nauchny`e issledovaniya: aktual`ny`e voprosy`, dostizheniya i innovacii. Sbornik XXVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Fundamental`ny`e i prikladny`e issledovaniya]. 164-169. (In Russ.).

Ilyasova, N. V., Agavelyan, R. O. (2014). Osobennosti e`mocional`nogo intellekta sportsmenov individual`ny`x i komandny`x vidov sporta [ Features of emotional intelligence of athletes of individual and team sports]. Problemy` sovremennoj nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education]. 11 (29), 105-108. (In Russ.).

Kuzikova, S. A., Malitskaya, E.N. (2018). E`mocional`ny`j intellekt kak sovremennoe napravlenie nauchny`x issledovanij v oblasti povy`sheniya e`ffektivnosti sportivnoj deyatel`nosti [Emotional intelligence as a modern direction of scientific research in the field of improving the effectiveness of sports activities]. Aktual`ny`e voprosy` fizicheskoj kul`tury` i s porta [Topical issues of physical culture and sports]. 20, 134-141. (In Russ.).

Loenko, D. M. (2017). Osobennosti social`nogo intellekta, e`mocional`nogo intellekta, refleksivnosti i stilya samoregulyacii povedeniya u sportsmenov raznoj kvalifikacii [ Features of social intelligence, emotional intelligence, reflexivity and style of self-regulation of behavior in athletes of different qualifications ]. Vestnik magistratury` [Bulletin of Magistracy]. 7 (70), 80-82. (In Russ.).

Lyusin's emotional intelligence test. 2020. Access mode : https://minakov.com.ru/test-emocionalnogo-intellekta-lyusina / ( Data access 11.01.23). (In Russ.).

Muzrukov, G. N. (2010). Osnovy` ushu: Uchebnik dlya sportivny`x shkol. Peak. (In Russ.).

Ryabov, G. A. (2022). Psixologicheskie aspekty` razvitiya txe`kvondo v Rossii [Psychological aspects of taekwondo development in Russia]. Aktual`ny`e voprosy` sportivnoj psixologii i pedagogiki [Current issues of sports psychology and pedagogy]. 2 (4), 28-31. (In Russ.).

Kharitonova, I.V., Berilovac, E. I., Belokon, V.O., Fokina, I.S. (2019). E`mocional`ny`j intellekt kak osnova lichnostnoj gotovnosti k professional`noj samorealizacii sportsmenov raznoj kvalifikacii [Emotional intelligence as the basis of personal readiness for professional self-realization of athletes of different qualifications]. Ucheny`e zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 11 (177), 548-552. (In Russ.).

Khlevnaya, E.A., Kiseleva, T.S., Nikitina, A.A., Osipenko, E.I., Sergienko, E.A. (2021). E`mocional`ny`j intellekt kak resurs sovladaniya so slozhny`mi stressovy`mi situaciyami [Emotional intelligence as a resource for coping with complex stressful situations]. International Journal of Medicine and Psychology. 4 (8), 57-66. (In Russ.).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.