РАБОТА ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ЗАПРОСА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В СПОРТЕ

Valeria Alexandrovna Sokhlikova

Аннотация


Настоящая статья посвящена теме «Психологическая помощь в спорте». Не одно десятилетие психологи консультируют спортсменов и тренеров, помогают им на учебно-тренировочных сборах, во время соревнований и даже в восстановительный период. Квалификация специалистов из года в год растет, появляются новые направления, методы и способы помощи, работа осуществляется в многогранных направлениях. Первое, с чего начинает спортивный психолог свою работу, это с выяснения причин и поводов обращения за психологической помощью спортсмена или тренера.  Автор статьи придерживается точки зрения, что важные аспекты процесса обращения к психологу – это не только учет озвученных жалоб спортсмена, но и выявление скрытого содержания его ожиданий и представлений, а также обнаружение значимого подтекста обращения. Тогда как при традиционном подходе эти аспекты часто не учитываются психологом и возможность конкретизировать, т.е. определить ожидаемую помощь от спортивного психолога, а также продуктивно применить в консультировании не всегда реализуется полностью. Автор опирается на концепцию запроса на психологическую помощь, разработанную Столиным В.В. [10], Лосевой В.К., Луньковым А.И. [4], и обосновывает типы запросов на психологическую помощь в спорте, сформулированные в виде модели. В статье приводятся результаты экспериментальной работы, которые доказывают существование типологических групп запросов на психологическую помощь спортсменов и тренеров. Исследование показало необходимость развития данной проблематики и расширение процесса дальнейшей концептуальной разработки, а также содействию эмпирическим исследованиям в этой области и практическому применению в сфере спортивной психологии.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseev, A. V. (2006). Preodolei sebya. Psikhologicheskaya podgotovka v sporte [Overcome yourself. Psychological training in sports]. Phoenix. (In Russian).

Gorbunov, G. D. (2012). Psikhopedagogika sporta [Psychopedagogics of sports]. Soviet sport. (In Russian).

Gorskaya, G. B. (1999). Psikhologicheskiye faktory samorealizatsii professionalov vysokogo klassa: na materiale sportivnoy deyatelnosti [Psychological factors of self-realization of high-class professionals: Based on the material of sports activity] [Doctoral dissertation]. Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. (In Russian).

Loseva, V. K., & Lunkov, A. I. (1995). Rassmotrim problemu... Diagnostika perezhivanii detei i vzroslikh po ikh rechi i risunkam [Let's consider the problem... Diagnostics of experiences of children and adults by their speech and drawings]. A.P.O. (In Russian).

Malkin, V. R., Rogaleva, L. N., Bredikhina, Y. A., & Gilyazetdinova, E. M. (2019). Kontseptsii dostizheniya prevoskhodstva v sporte: uchebnoe posobie [Concepts of achieving excellence in sports: manual]. Publishing House Ural University. (In Russian).

Moshchenko, A. V. (2010). Psikhologicheskoe konsultirovanie v sisteme proforientatsionnoi raboti [Psychological counseling in the system of career guidance]. Norm. (In Russian).

Puni, A. T. (1949). Predstartovie sostoyaniya sportsmena [Pre-start conditions of an ath-lete]. Teoriya i praktika fizicheskoi kulturi [Theory and practice of physical culture], 7, 519–526.

Rodionov, A. V. (2004). Psikhologiya vospitaniya i sporta: ucheb. dlya studentov visshikh uchebnikh zavedenii obrazovaniya fizkulturnogo profilya [Psychology of education and sports: studies. for students of higher educational institutions of physical education]. Academic Project ; Mir Foundation. (In Russian).

Sopov, V. F. (2005). Psikhicheskie sostoyaniya v napryazhennoi professionalnoi deyatelnosti: uchebnoe posobie [Mental states in intense professional activity: manual]. Triksta. (In Russian).

Stolin, A. A. (1989). Pervichnaya psikhodiagnostika. [Primary psychodiagnostics]. In A. A. Bodaleva., & V. V. Stolina (Eds.), Semya v psikhologicheskoi konsultatsii: opit i problemi psikhologicheskogo konsultirovaniya. [Family in psychological counseling: experience and problems of psychological counseling] (pp. 42–55). Pedagogy. (In Russian).

Sokhlikova, V. A. (2023). Pervichnaya psikhodiagnostika [Request for psychological help in sports]. Rudikovskie chteniya: materiali XVIII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnim uchastiem «Rudikovskie chteniya-2022», 21 Aprel, 2023 g. [Rudikov readings: materials of the XVIII All-Russian scientific and practical conference with international participation “Rudikov readings-2022”, 2023 April 21]. Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism. (In Russian).

Csikszentmihalyi, M. (2015). Potok: psikhologiya optimalnogo perezhivaniya [Stream: psychology of optimal experience]. Alpina Publisher. (In Russian).

Yagnyuk, K. V. (2016). Kontseptsiya zaprosa na psikhologicheskuyu pomoshch v otechestvennom psikhologicheskom konsultirovanii i yee rasshirenie na psikhoterapiyu [The concept of a request for psychological assistance in domestic psychological counseling and its extension to psychotherapy]. Zhurnal prakticheskoi psikhologii i psikhoanaliza [Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis], 2.

https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-pomoshch-i-relevantnye-idei-v-zarubezhnoy. (In Russian).

Bryman, A. (2015). Social research methods. Oxford Academ.

Hanin, Y. (1995). Performance affect in soccer players: an application of the IZOF model. International Journal of Sports Medicine, 16, 260–265.

Hardy, L. (1990). A catastrophe model of anxiety and performance. In J. G. Jones, & L. Hardy (Eds.), Stress and performance in sport (pp. 81–106). Wiley.

Unestahl L.-E. (1996). Integrated Mental Training. Veje Int.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.