Изучение даосизма: развитие отечественного китаеведения до 1917 года

А. Л. Мышинский

Аннотация


В статье анализируются факторы, которые определяли интерес русских ученых и публицистов к изучению трактатов «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы». Целью российских исследователей было продемонстрировать консерватизм и слабость даосской философии. Они должны были показать, что даосизм является опасным для христианской цивилизации Европы и России. Русский китаевед Никита Бичурин (в монашестве Иакинф) рассматривает Лао-цзы как морального философа. Русский мыслитель Т.Н. Грановский - представитель «западничества» – стремится обнаружить в учении Лао-цзы идеализм гегельянского толка. А. С. Хомяков, известный славянофил, писало реакционном характере философии Лао-цзы. Китаевед В.П. Васильев, будучи позитивистом, указывает на недостаток научности в книжной традиции Китая. Китаевед С.М. Георгиевский, сторонник имманентной философии, интерпретирует дао «Дао дэ цзина» и как мировую материю, и как мировую силу, и как мировой разум. Русский философ В.С. Соловьев полагает, что дао есть «абсолютная потенция бытия», а Лао-цзы – выразитель крайнего консерватизма. К. Д. Бальмонт, знаменитый поэт-символист и переводчик, пишет об учении Лао-цзы как о неком аналоге Веданты. Дао оказывается аналогичным пути воссоединения Атмана и Брахмана. Максим Горький бичует Лао-цзы как крайнего реакционера. По его словам, Лао-цзы – выразитель «мрачного хаоса политической и экономической жизни Востока». Приводятся методы и оценки, которые давались священниками, писателями, учеными и переводчиками; анализируется литература, посвященная даосизму, изданная в России до 1917 года.


Ключевые слова


даосизм, «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», А. С. Хомяков, В. П. Васильев, В. С. Соловьев, К. Д. Бальмонт, Максим Горький, перевод, китаеведение, историография, идеология

Полный текст:

PDF

Литература


Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М. : Наука, 1977. 506 с.

Васильев В. П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм // Журнал Министерства народного просвещения. 1873. апрель. С. 239–310.

Васильев В. П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм // Журнал Министерства народного просвещения. 1873. май. С. 29–107.

Васильев В. П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм // Журнал Министерства народного просвещения. 1873. июнь. С. 260–293.

Скачков П. Е. Библиография Китая. М. : Изд. вост. лит., 1960. 691 с.

Михайлов А. Ф., Юркевич А.Г. БИЧУРИН // Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. Ин-т Дальнего Востока; Гл. ред. М. Л. Титаренко. М. : Мысль, 1994. С. 23–25.

Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1980. 416 с.

Каменский З. А. Тимофей Николаевич Грановский. М. : Мысль, 1988. 192 с.

Грановский Т. Н. Сочинения. 4-е изд. М. : Товарищество тип. Мамонтова, 1900. 658 с.

LAO TSEU. TAO TE KING. LE LIVRE DE LA VOIE ET DE LA VERTU. Traduit en français, et publié avec le texte chinois et un commentaire perpétuel par Stanislas Julien. – P. : Imprimerie royale, 1842. 357 p.

Лао-дзы и его учение // Сын Отечества. 1842. № 11. С. 16–34.

Русская философия первой половины XIX в.: Хрестоматия / Сост., библиогр. статьи и прим. Б. В. Емельянова. Свердловск : Изд-во Урал. Ун-та, 1987. 259 с.

Сербиненко В. В. ХОМЯКОВ // Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. Ин-т Дальнего Востока; Гл. ред. М. Л. Титаренко. М. : Мысль, 1994. С. 371–372.

Хомяков А. С. Записки о Всемирной истории. Ч. 1. – М. : В тип. Бахметева, 1871. 522 с.

Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб. : Андреев и сыновья, 1993. 311 с.

Михайлов А. Ф., Юркевич А. Г. ВАСИЛЬЕВ В. П. // Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. Ин-т Дальнего Востока; Гл. ред. М. Л. Титаренко. М. : Мысль, 1994. С. 50–51.

Сербиненко В. В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. Учебное пособие для высш. учебн. заведений. М. : Наука, 1994. 208 с.

Белинский В. Г. Письмо к Гоголю. М. : Гослитиздат, 1956. 32 с.

Петров А. А. Философия Китая в русском буржуазном китаеведении. Критико-библиографический очерк // Библиография Востока. – Вып. 7 (1934). М.–Л., 1935. С. 5–28.

Георгиевский С. Первый период китайской истории. СПб. : Печатня А. Григорьева, 1885. 332 с.

Георгиевский С. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1892. 118 с.

Михайлов А. Ф., Юркевич А. Г. ГЕОРГИЕВСКИЙ // Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. Ин-т Дальнего Востока; Гл. ред. М. Л. Титаренко. М. : Мысль, 1994. С. 63–64.

Соловьев В. С. Китай и Европа // Соловьев В. С., Собр. соч. Т.6. Брюссель : Изд-во «Жизнь с Богом», 1966. С. 91–150.

Мышинский А. Л. Лев Толстой и Лао-цзы // Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 1 / Редколл.: А. И. Кобзев и др. М. : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской Академии наук (ИВ РАН), 2015. (Учёные записки ИВ РАН. Отдел Китая. Вып. 17 / Редколл.: А. И. Кобзев и др.) С. 656–672.

Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М. : Изд. фирма «Восточная литература», 1994. 431 с.

Аристотель. Соч. в 4-х т., Т. 1. М. : Мысль, 1976. 550 с.

Конисси Д. П. Философия Лаоси // Вопросы философии и психологии. 1893. №3 (18). С. 27–45.

Конисси Д. П. Философия Лаоси (окончание) // Вопросы философии и психологии. 1894. №3 (23). С. 363–379.

Конисси Д. П. «Тао-тэ-кинг» Лаоси. Пер. с кит. // Вопросы философии и психологии. 1894. №3 (23). С. 380–408.

Платон. Федр // Платон. Собр. соч. в 4 т., Т. 2. М. : Мысль, 1993. С. 135–191.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 2-е изд. , испр. и доп. М. : Политиздат, 1965. 623 с.

Орлов Вл. Бальмонт. Жизнь и поэзия // Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л. : Советский писатель, 1962. С. 5–74.

Бонгард-Левин Г. М. Индийская культура в творчестве К. Д. Бальмонта // Ашвагхоша, Жизнь Будды / Ашвагхоша. Драмы / Калидаса; пер. К. Бальмонта; Введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Бонгард-Левина. М. : Худож. лит., 1990. С. 6–27.

Азадовский К. М., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. М. : Наука, 1991. 189 с.

Бальмонт К. Д. Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древности. СПб. : «Пантеон», 1908. 2-е изд. 226 с.

Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао Дэ цзин». Перевод Е. А. Торчинова. СПб. : «Петербургское Востоковедение», 1999. 288 с.

Бальмонт К. Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. 336 с.

Блаватская Е. П. Голос безмолвия. б.м.: Изд-во г-на Пеликана, 1991 [репринт 1912 г.] 32 c.

Горький М. Две души // Горький М. Статьи 1905–1916 гг. 2-е изд. Птг. : «Парус», 1918. С. 174–187.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.